Многофункциональный лабораторный модуль «Наука», предназначенный для российского сегмента Международной космической станции, имеет тяжелую историю. Его корпус (ФГБ-2) был создан во второй половине 1990-х годов в Центре им. Хруничева в качестве дублера базового модуля «Заря» (ФГБ-1).

В начале 2000-х план развертывания российского сегмента МКС был пересмотрен. Роскосмос решил отказаться от больших и сложных Научно-энергетических платформ. Тогда же было принято решение о запуске МЛМ в 2007 или 2008 году. Предполагалось, что к уже имеющимся модулям российского сегмента «Заря» и «Звезда» будут отправлены МЛМ, узловой модуль и два Научно-энергетических модуля (не надо путать с платформами). В настоящее время в планах остался один НЭМ.

По множеству причин, включая финансовые, активная работа над созданием модуля так и не началась, и в 2008 году его запуск не состоялся. Вместо этого проект модуля вновь был радикально пересмотрен. Головным разработчиком модуля, получившего название «Наука», стала РКК «Энергия», а ее подрядчиком и исполнителем – Центр им. Хруничева. На этот раз дела пошли лучше. Хоть и не обошлось без переносов, модуль был подготовлен к запуску в 2014 году.

Во время предстартовых проверок МЛМ в РКК «Энергия» специалисты выявили частицы мусора в топливных трубопроводах. Устранение проблемы требовало долгого и дорогостоящего ремонта, для которого модуль отправили обратно в ГКНПЦ. После этого новостей о «Науке» долгое время не было.

К сожалению, Роскосмос не информирует общественность о ситуации с модулем «Наука». Поэтому почти все написанное ниже основано на слухах и в чем-то может не соответствовать действительности.

Как уже был сказано, ремонт МЛМ требовал дополнительного – и довольно крупного – финансирования, в то время как все полученные по контракту с Роскосмосом средства к 2015 году были израсходованы. Модуль долгое время просто лежал в цеху Центра им. Хруничева, пока не возникла идея отделения новых модулей российского сегмента МКС в новую национальную станцию после завершения работы самой МКС. Был заключен новый контракт с Рокосмосом, целью которого стала модернизация МЛМ для использования его в качества базового блока будущей станции. Существует мнение, что таким модулем МЛМ стать не сможет в силу технических ограничений, но это уже вопрос будущего.

В прошлом году российские чиновники в разговорах с коллегами з Европейского космического агентства говорили, что МЛМ может быть включен в состав МКС весной 2018 года, однако затем глава Роскосмоса Игорь Комаров потребовал запустить модуль не позднее декабря уже этого года.

Несмотря на появление финансирования, на пути МЛМ к космосу остается много препятствий. Гарантийные сроки установленного на нем оборудования либо прошли, либо заканчиваются. По состоянию на начало марта из-за бюрократических проволочек и отсутствия необходимых разрешений ремонт модуля не начался. Согласно последним слухам, в декабре 2017 года он не будет запущен, а всего лишь отправится на космодром. После этого события подготовка к запуску займет не менее года.

Узловой модуль «Причал», который должен быть пристыкован к МЛМ, был изготовлен в 2013 году. В 2014 году проведены заводские контрольные испытания. Сейчас «Причал» находится на хранении в РКК «Энергия». Научно-энергетический модуль, последний модуль российского сегмента МКС, пока существует только в виде чертежей и рабочих макетов. Следует отметить, что работа над ним до сих пор шла без существенных заминок.

Сейчас МЛМ превратился в огромную головную боль для Роскосмоса. Модуль нельзя просто списать и забыть навсегда. На нем должна быть установлена рука-манипулятор Европейского космического агентства, которая уже много лет хранится в России. Без МЛМ нельзя завершить постройку российского сегмента МКС. С другой стороны, он требует сложного ремонта, а продлевать сроки эксплуатации многих систем МЛМ придется с закрытыми глазами. Вполне можно понять руководителей предприятий, которые не хотят брать на себя такую ответственность.

К сожалению, с каждой новой отсрочкой надежда увидеть МЛМ в составе МКС уменьшается. Но гораздо печальнее то, что, если российская космическая отрасль не сможет отремонтировать и запустить в космос этот модуль, при затоплении МКС нам нечего будет отстыковать от станции, чтобы продолжить полеты на орбиту. В таких условиях разговоры о полетах куда-то за пределы низкой орбиты Земли не получается воспринимать серьезно. Следовательно, окончание программы МКС в 2024 или 2028 году может одновременно ознаменовать конец (или, в оптимистичном случае, длительную заморозку) пилотируемой космонавтики в России.

Космическая лента

Обсудить