Авиаобсерватория НАСА SOFIA провела детальное исследование одной из ближайших звездных систем. Ученые подтвердили, что по своему устройству она очень похожа на Солнечную систему на раннем этапе ее развития.

Звезда Эпсилон Эридана (Ран) расположена на расстоянии 10,5 световых лет от нас. Она относится к оранжевым карликам, и наличие рядом с ней планеты делает систему Ран ближайшей к Земле планетной системой около солнцеподобной звезды. В связи с этим система Ран часто используется учеными как основное место для изучения эволюции планет в системах, аналогичных нашей.

В ходе предыдущих исследований около Эпсилона Эридана были найдены признаки существования обломочного диска, который может состоять из газа и пыли или из небольших ледяных и каменных тел, оставшихся после завершения процесса планетообразования. Это вещество может быть как хаотично распределено в широком пространстве вокруг звезды, так и сконцентрировано в поясах, наподобие астероидного пояса или пояса Койпера в Солнечной системе. На орбите, примерно соответствующей орбите Юпитера, в системе Эпсилон Эридана найдена планета, по массе эквивалентная Юпитеру.

В прошлом система Эпсилон Эридана была изучена при помощи космической обсерватории «Спитцер» (Spitzer). На основании данных об излучении в инфракрасном диапазоне у астрономов сложились две возможные модели распределения излучающего тепло вещества около звезды. Согласно первой, оно сосредоточено в двух поясах. Первый удален от звезды примерно на такое же расстояние, как и наш пояс астероидов, а второй находится на орбите, аналогичной орбите Урана. В этом случае газовый гигант Эпсилон Эридана b по своему происхождению может быть связан со смежным обломочным поясом. Вторая модель предполагает, что источником нагретого вещества является внешнее пространство системы. Оттуда вещество попадает во внутреннюю область звездной системы; оно распределено в широкой области, а не концентрируется в дисках, и никак не связано с планетами.

Теперь на основании данных, собранных инфракрасной стратосферной обсерваторией SOFIA, астрономы из Университета Аризоны сумели подтвердить корректность первой модели. Летающий телескоп смог запечатлеть около Эпсилон Эридана как минимум один четкий диск межпланетного вещества. Добиться этих результатов удалось просто благодаря тому, что телескоп SOFIA имеет большее разрешение, чем «Спитцер».

SOFIA – совместный проект НАСА и Германского космического агентства. Он представляет собой телескоп с диаметром зеркала 2,5 м с инфракрасными спектрометрами, установленный на модифицированном самолете Boeing 747SP. Он проводит съемку космического пространства из стратосферы, чтобы минимизировать атмосферные искажения на снимках.