1. Оборудование для широкополосной связи планируется установить на российском сегменте МКС в текущем году.

В России с декабря 2011 года создается спутниковая система ретрансляции «Луч», задача которой – обеспечение связи между приемно-передающими станциями на Земле и объектами на орбите. Об острой необходимости такой системы много говорилось, когда запущенный за месяц до первого спутника «Луч-5А» исследовательский аппарат «Фобос-Грунт» не смог покинуть опорную орбиту, и у Роскосмоса не оказалось средств для установления с ним стабильной связи. В 2012 и 2014 годах были запущены еще два спутника – «Луч-5Б» и «Луч-5В».

В течение нескольких лет система «Луч» не использовалась совсем. Оборудование для поддержания связи через нее было установлено только на новых грузовых кораблях серии «Прогресс МС», первый из которых совершил полет к МКС в декабре 2015 года. Спустя полгода началась эксплуатация пилотируемых кораблей «Союз МС», также поддерживающих связь через ретрансляторы «Луч».

Российский сегмент МКС имеет собственные средства связи с Землей, но их пропускная способность очень невелика. Из-за этого для передачи больших объемов данных космонавты пользуются средствами американского сегмента. Доставка на космическую станцию и установка необходимого оборудования откладывались в течение многих лет. С 2014 года МКС может передавать информацию в московский ЦУП через ретрансляторы «Луч» в S-диапазоне. А в недавнем интервью глава ИСС им. Решетнева (предприятия, разработавшего и изготовившего аппараты «Луч-5») Николай Тестоедов сказал, что оборудование для связи в Ku-диапазоне, которое позволит передавать на Землю со станции большие объемы данных, планируется подключить в течение этого года.

2. Запуск автоматической исследовательской станции «Луна-Глоб» планируется в конце 2019 года. Об этом в интервью ТАСС сообщил глава НПО им. Лавочкина Сергей Лемешевский.

По словам Лемешевского, его предприятие уже заключило контракты на изготовление элементов космического аппарата и параллельно занято изготовлением теплового макета. Тем не менее, разработку нельзя называть абсолютно гладкой. В проектах посадочной станции «Луна-Глоб» и орбитальной «Луна-Ресурс» остаются проблемы «дефицита массы и энергетики» – другими словами, аппараты оказались слишком тяжелыми и «не влезают» на ракету «Союз-2». Инженерам предстоит найти способ облегчить их конструкцию.

Ранее запуск станции планировался в конце 2018-начале 2019 года. Подробнее о миссии «Луна-Глоб» можно прочитать здесь.

3. Запуск космической обсерватории «Спектр-РГ» перенесен с весны на осень 2018 года.

Разработкой научных космических аппаратов «Спектр» занимается НПО им. Лавочкина. В упомянутом выше интервью Сергей Лемешевский коснулся и следующей обсерватории, которая будет оборудована телескопами, работающими в рентгеновском и гамма-диапазонах.

Запуск космического аппарата «Спектр-ГР», как и многих других разработок НПО им. Лавочкина, многократно переносился. В связи с неготовностью научных приборов (в т.ч. создаваемого в германском Институте им. М. Планка рентгеновского телескопа) запуск сначала был перенесен с 2014 на 2016 г., затем на 2017 и весну 2018. В декабре 2016 г. на предприятие был доставлен российский телескоп APT-XC, а спустя месяц – немецкий eROSITA. Таким образом, разработка спутника вышла на финишную прямую. Инженерам остается провести установку приборов на готовую платформу и провести комплекс испытаний.

Планам запуска аппарата весной 2018 года, по словам Лемешевского, помешают изменения в конструкции телескопа eROSITA. «Необходимо перепрограммировать бортовой комплекс управления в связи с тем, что не все на телескопе eROSITA спроектировано так, как планировалось. Кроме того, необходимо будет проверить новое программное обеспечение». – отметил он. Теперь запуск предварительно планируется в сентябре 2018 года.

Помимо этого, Лемешевский посетовал на попытку Роскосмоса оштрафовать НПО им. Лавочкина за срыв сроков поставки космических аппаратов, включая «Спектр-РГ». Как минимум в случае с обсерваторией на задержку были объективных причины – из-за неожиданных технических сложностей конструкцию немецкого телескопа пришлось переделывать, что сильно увеличило сроки разработки. Да и поставка российского прибора состоялась значительно позже срока. Скорее всего, штраф удастся оспорить в суде, но на это уйдет время и много сил юристов.

Любопытно, что это не первый случай, когда предприятия космической отрасли обвиняют юридическую службу Роскосмоса в генерации бессмысленных исков. Жалобы высказывал даже Институт космических исследований РАН, занимающийся помимо прямой научной деятельности разработкой научных приборов для космических аппаратов. Почитать об этом можно здесь.