Ученые обнаружили крупную экзопланету, относящуюся к классу горячих юпитеров, около небольшой звезды М-класса. Необычным в этом случае является то, что, согласно современным теориям образования планетных систем, рядом со звездами такого размера не должно быть достаточно вещества для формирования газовых гигантов. Статья об открытии опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Планета NGTS-1b была обнаружена при помощи программы NGTS (Next-Generation Transit Survey, Транзитный обзор нового поколения), которая проводится на 12 телескопах обсерваторий VLT и VISTA Европейской Южной обсерватории с начала 2015 года. Съемка неба в красном и ближне-инфракрасном диапазоне, проводившаяся в течение нескольких месяцев, позволила заметить регулярные падения яркости красного карлика с периодом 2,6 суток. Транзитный метод поиска экзопланет объясняет периодичные колебания яркости звезды тем, что часть ее света заслоняется пролетающей между звездой и телескопом планетой.

По своим размерам найденная планета не уступает Юпитеру, однако ее масса примерно на 20% меньше. Радиус ее орбиты составляет всего 0,03 а.е., а один год на NGTS-1b, соответственно, длится 2,6 земных суток.

Звезда, вокруг которой обращается эта планета, относится к красным карликам. Ее радиус и масса примерно в два раза меньше, чем у Солнца.

«Открытие NGTS-1b стало абсолютным сюрпризом для нас». – говорит доктор Дэниел Бэйлисс из Университета Варвика. – «Настолько массивные планеты не должны существовать рядом с такими маленькими звездами. Важной задачей для нас сейчас станет найти другие аналогичные случаи».

Рядом с красными карликами М-класса находили немало небольших планет с твердой поверхностью, но газовый гигант обнаружили впервые. Профессор Питер Уитли из того же университета отмечает, что эти звезды являются одними из самых распространенных во Вселенной. Из-за их малых размеров и яркости поиск планет рядом с ними представляет собой сложную задачу, но при помощи новых инструментов ученые смогут ее решать.