В 1967 году государства, заинтересованные в полетах в космос, подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Этот документ регламентировал правила использования космического пространства в военных целях, но также уточнял, что суверенитет государств распространяется только на непосредственно запущенные ими космические объекты, но не на небесные тела.

В 1979 году в ООН было создано «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах». В рамках этого соглашения провозглашается, что все тела Солнечной системы, включая Луну, являются международной собственностью, т.е. принадлежат всем государствам сразу. Среди стран, ратифицировавших соглашение, нет ни одной страны, способной выводить космические аппараты в космос. Индия и Франция подписали договор, но не ратифицировали его (т.е. не имплементировали в своем законодательстве).

Еще одним примером пространства с международным правовым статусом является Антарктида. В соответствии с конвенцией 1959 года она является международной собственностью. На самом южном материке Земли запрещена любая деятельность помимо научной. Последнее на космос не распространяется: формально государства и частные компании могут строить в космосе хоть заводы, если они используют только земные ресурсы.

Этот статус космического пространства на протяжении десятков лет устраивал все страны мира – даже космические державы, отказавшиеся подписывать Соглашение ООН. Но в последние годы ситуация изменилась. В США появилось сразу несколько компаний, объявивших, что они заинтересованы в добыче ресурсов на астероидах. Несмотря на то, что в экспертных кругах эта идея вызывает скептицизм, такие компании как Deep Space Industries (2013) и Planetary Resources (2009) смогли привлечь инвестиции на исследование этого направления. Одним из значительных препятствий для них оказалось отсутствие юридической базы для добычи ресурсов в космосе, и в 2015 году в США был принят закон «О конкурентной способности в области коммерческих и космических запусков». Этот закон не отменяет «ничейности» космических объектов, но заявляет, что любые ресурсы, добытые на них, становятся собственностью занимавшейся добычей компании.

Позднее похожий закон был принят в Люксембурге. Это европейское государство в последние годы делает ставку на космическую промышленность, оказывая новым компаниям в этой отрасли как юридическую, так и финансовую помощь. Благодаря этой государственной поддержке в Европе появились собственные стартапы, обещающие начать добычу ресурсов в космосе, такие как Kleos Spacе и OffWorld.

Наконец, в конце 2017 года свое слово на тему космических ресурсов сказал Роскосмос вместе с Министерством иностранных дел России. Они самодеятельность США не оценили. Российский МИД запланировал в 2018 году внести на обсуждение ООН дополненный договор о космосе, который запретит распространять права собственности на добытые в космосе ресурсы.

С юридической точки зрения законы США и Люксембурга можно считать противоречащими международному «Договору о космосе», хотя пространство для споров остается, ведь права на космические тела и добытые там ресурсы – это разные понятия. Они также не идут в разрез с обязательствами перед ООН (напомню, Соглашение ООН они, как и Россия, не подписали). Это создает определенную проблему. Хотя США придерживается экстерриториального принципа распространения своего законодательства (другими словами, американские суды считают, что все в мире должны соблюдать американские законы), остальные страны с этим не согласны. Они не обязаны соблюдать права добывающей компании на ее «космические ресурсы». Это не только создает предпосылки для «космического каперства», которое пока кажется не слишком серьезной угрозой. Но если добыча на астероидах начнется, то компании из большинства стран мира просто не смогут стать клиентами условной Planetary Resources, торгующей «всеобщими» ресурсами.

В будущем ситуация усложнится, даже если не воспринимать всерьез саму идею добычи ресурсов в космосе. Давайте представим ситуацию с международной лунной базой, в которой НАСА решило отдать на аутсорс добычу лунного льда для снабжения этой базы компании Moon Express – опять же чисто для примера. С точки зрения международных партнеров по лунной базе, это действие будет противоправным.

Нельзя не отметить и то, что США, столкнувшись с законодательной проблемой, даже не пытались решить ее через международные институты. Они в одностороннем порядке ввели закон в расчете на то, что де-факто никто не сможет им воспрепятствовать.

Есть и другая сторона. Изучение и освоение космоса продвигаются медленно. В первую очередь это связано с тем, что для бизнеса освоение космоса не представляет никакого интереса, а финансовые ресурсы, доступные государственным космическим агентствам, очень невелики. В этой ситуации любые дополнительные инвестиции в космонавтику приносят пользу, а в добычу ресурсов с астероидов один только Люксембург готов вложить $200 млн. В 2018 году Россия собирается все эти инвестиции лишить смысла, что, несомненно, пагубно скажется на темпах освоения космоса.

У «коммунистического» статуса космоса есть свои преимущества, но в долгосрочной перспективе он станет блокирующим фактором для любых частных инвестиций в использование космического пространства. Нынешняя ситуация, конечно, недопустима, но это не значит, что требуется заблокировать и запретить частную деятельность в космосе на международном уровне. Наоборот, в ООН необходимо урегулировать вопрос прав на космические тела и космические ресурсы, т.е. создать правила, приемлемые и обязательные для всех стран.