Пуск ракеты Falcon 9 с секретным спутником Zuma 8 января 2018 г. мог завершиться неудачей. Хотя официального заявления на эту тему не было, многочисленные источники в различных СМИ подтверждают, что связь со спутником после выведения установить не удалось. Вероятно, он не отделился от второй ступени и вместе с ней сошел с орбиты.

Космический аппарат Zuma разрабатывался компанией Northrop Grumman по заказу ВВС США в обстановке строгой секретности. Впервые о нем стало известно широкой публике в середине октября 2017 года – всего за месяц до предполагаемого запуска. Первоначально предполагалось, что спутник отправится на орбиту в ноябре. Позднее запуск был перенесен из-за обнаруженных в ходе предстартовой подготовки проблем с головным обтекателем ракеты.

Нет никакой информации о целях и задачах этого космического аппарата. Известно, что он выводился на низкую орбиту Земли, и масса аппарата не слишком велика. В противном случае для спасения первой ступени ракеты использовалась бы плавучая платформа. По данным издания Wall Street Journal, аппарат мог стоить миллиарды долларов. Это необычно много по любым меркам. Обычно даже тяжелые геостационарные спутники связи стоят несколько сотен миллионов долларов. Сравнимую с ними стоимость имеет научно-исследовательская миссия InSight, которую НАСА в этом году запустит на Марс.

Пуск Falcon 9 состоялся 8 января в 4:00 мск. Первая ступень отработала штатно и совершила мягкую посадку на посадочную площадку на мысе Канаверал. О работе второй ступени достоверной информации нет. Представитель SpaceX заявил, что, согласно имеющимся у компании данным, обе ступени ракеты отработали штатно. Но результаты миссии и SpaceX, и Northrop Grumman отказываются комментировать, ссылаясь на ее секретность.

По неподтвержденным данным, неполадки возникли в системе отделения космического аппарата от второй ступени ракеты. Предположительно, в данной миссии использовалась не серийный адаптер Falcon 9, а система, специально разработанная для спутника в Northrop Grumman.

Согласно принятой классификации, система разделения является частью ракеты-носителя, а не космической головной части. Авария этой системы означает неудачу на этапе выведения и засчитывается в статистику Falcon 9. С другой стороны, данный случай не является показательным для надежности Falcon 9, поскольку, по сути, авария случилась с уникальной модификацией ракеты, которая не будет использоваться. Но SpaceX объединяет полеты всех модификаций Falcon 9 в общую статистику. Сложившаяся ситуация хорошо демонстрирует несовершенство существующей модели расчета статистики надежности ракет. Еще один показательный случай – авария Falcon 9 на стартовой площадке 1 сентября 2016 года. Поскольку ракета взорвалась во время огневых испытаний за несколько дней до запуска, это событие не вошло в статистику ее полетов, хотя оно объективно свидетельствовало о конструктивных проблемах Falcon 9.

На фото – предполагаемый сброс топлива второй ступенью Falcon 9. Сброс топлива является штатной операцией, выполняемой при управляемом сходе с орбиты.

Ссылка: www.wsj.com