23 января состоялось заседание Совета Российской академии наук по космосу. Руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов рассказал о ходе работ на исследовательской космической станцией «Луна-Глоб», также известной как «Луна-25».

Цели этой программы – изучение химического состава реголита вблизи южного полюса Луны. Ученые хотят определить концентрацию в нем летучих соединений космического происхождения, в том числе водяного льда. Приборы на борту аппарата также будут исследовать процессы в плазменно-пылевой полярной экзосфере Луны. Эта станция станет первым после более чем сорокалетнего перерыва запуском российского аппарата к Луне.

«Луна-Глоб» в большей степени является демонстрационной станцией, а не научной. Масса научных приборов на ней оставляет менее 40 кг. Разработчики ставят перед собой задачу научиться сажать автоматические станции в полярную область Луны. Очень подробно о «Луне-Глоб» можно прочитать здесь.

К началу 2018 года ИКИ РАН, курирующий научную часть миссии, определился с местом посадки станции. Предварительно выбранные площадки ученые отвергли. Теперь основной район находится северу от кратера Богуславский (69,5° ю. ш. 43,5° в. д., №6 на карте), резервный район – к юго-западу от кратера Манцини (68,8° ю. ш. 21,2° в. д., №1 на карте). Согласно инженерным требованиям к районам посадки, уклон местности на них не должен превышать 7%, освещенность Солнцем должна составлять не менее 40% от лунных суток, должна присутствовать постоянная радиовидимость космического аппарата с Земли. С точки зрения научных целей миссии, выбранные районы должны иметь достаточное высокое содержание водорода в веществе, что говорит о наличии в грунте замерзшей воды.

Неприятным, хоть и ожидаемым известием стал перенос запуска станции с 2019 на 2020 год. Сейчас основным приоритетом для НПО им. Лавочкина является создание десантного модуля для российско-европейской миссии «Экзомарс-2020», и все силы предприятия направлены на то, чтобы избежать задержек при реализации именно этой программы.

В 2007 году представители Роскосмоса и Индийского космического агентства (ISRO) подписали соглашение, согласно которому российская автоматическая станция должна была доставить на спутник Земли индийский мини-луноход в 2012 году. От сотрудничества Индия отказалась в 2013 году, когда российская лунная программа была полностью пересмотрена из-за аварии научно-исследовательской станции «Фобос-Грунт». После этого ISRO начала разработку собственной посадочной станции, которая, как и «Луна-Глоб», должна выполнить посадку вблизи южного полюса Луны. За прошедшие годы запуск «Луны-Глоб» переносился на 2015, 2016, 2018, 2019 и, наконец, 2020 год. Старт самостоятельной индийской миссии «Чандраян-2» (Chandrayaan 2) запланирован на март этого года. Индийские инженеры сделали за четыре года то, над чем НПО им. Лавочкина работает уже 10 лет и намерено работать в ближайшие годы.

UPD. Представитель НПО им. Лавочкина, занимающегося разработкой космического аппарата, сегодня уточнил, что график разработки пока не был изменен, и официально запуск намечен на 2019 год.

Ссылка: press.cosmos.ru