Уран и Нептун, две наиболее удаленные планеты Солнечной системы, изучены значительно меньше всех остальных. Единственным космическим аппаратом, посетившим эти планеты, был «Вояджер-2». Он пролетел около Урана 25 января 1986 года. С тех пор исследование планеты продолжалось только удаленно при помощи различных телескопов. Один из основных вопросов, интересующих астрономов, но до сих пор не имевший точного ответа – химический состав облачного слоя Урана.

Команда ученых из Оксфордского университета и Университета Лейстера провела исследование Урана при помощи съемки Северного телескопа обсерватории Джемини на Гавайях. Благодаря спектрографически разделенным инфракрасным снимкам они смогли обнаружить сульфид водорода – едко пахнущий газ – в верхней части облачного покрова Урана. Вероятно, он также присутствует в облаках Нептуна.

Присутствие этого газа предполагалось по ряду особенностей снимков в миллиметровом и радио- диапазонах, но до последнего времени не было подтверждено. Обсерватория Джемини собрала данные об отражении солнечного света в ближнем инфракрасном диапазоне спектра для региона, расположенного непосредственно над главным видимым облачным слоем Урана.

Присутствие сульфида водорода отличает Уран и Нептун от планет-гигантов, расположенных ближе к Солнцу – Юпитера и Сатурна. В верхней части их облачного покрова найден аммиак, и астрономы предполагают, что по большей части их облака состоят из аммиачного льда. По всей видимости, это не относится к Урану и Нептуну. Разницу между двумя группами планет ученым еще предстоит объяснить, но она должна быть связана с местом их формирования. Считается, что на раннем этапе образования Солнечной системы баланс между азотом и серой (и, следовательно, аммиаком и сульфидом водорода) определялся температурой газа и пыли, которая, в свою очередь, зависела от расстояния до Солнца. Астрономы считают, что планеты-гиганты в Солнечной системе мигрировали на свои текущие орбиты из других мест, а потому данные об их составе можно будет использовать, чтобы определить первоначальные орбиты этих планет.

Ссылка: jpl.nasa.gov