На днях стало известно, что вот уже год назад созданный и управляемый людьми аппарат покинул Солнечную систему. Долгих 35 лет потребовалось для этого Вояджеру-1. Думаю, после шумихи последних дней описывать историю первой автоматической межзвездной станции и значение произошедшего - это лишнее. Однако мало кто рассказал о дальнейшей судьбе Вояджера.

В ближайшие годы Вояджер продолжит удаляться от Солнца со скоростью 17 км в секунду. Его четырехметровая антенна направлена на Землю и каждый день передает радиосигнал. Вояджер получает энергию от радиоизотопного генератора (РИТЭГа). Источником электричества в нем служит тепловая энергия распада плутония-238, и топлива с каждым годом остается все меньше. Ученые будут отключать один прибор за другим: сначала менее необходимые, затем датчики окружающей среды. В конце концов, останется лишь передатчик, отправляющий нам короткий сигнал. И в 2025 году он замолкнет.

Вояджер лишится энергии и перестанет подавать признаки жизни, но его движение не замедлится. Он будет удаляться все дальше и дальше от дома. Как подсчитали ученые, через 40 тысяч лет Вояджер-1 должен долететь до звезды AC +79 3888, которая находится на расстоянии 17,6 светового года от Солнца (рис. 2). Впрочем, в этих словах есть небольшое лукавство. В момент максимального сближения расстояние между мертвым спутником и звездой составит 1,6 светового года. Для сравнения, за 36 лет пути он прошел только 0,2% св. года. Вояджер пролетит мимо звезды и продолжит свой путь маленького спутника, вращающегося вокруг центра Млечного Пути.

Прогноз ученых основан на точных расчетах, но обязательно ли он сбудется? Возможно, наша двухтысячелетняя цивилизация к тому времени повзрослеет в 20 раз и превратится из младенца во взрослый вид, а свои юбилеи старенький Вояджер-1 будет встречать в музее, удостаиваясь заметок в новостях только к столетиям или даже тысячелетиям запуска. Или же, возможно, через 40 или через 140 тысяч лет какая-нибудь инопланетная цивилизация случайно наткнется на странный маленький аппарат. Существа, которых мы и представить сейчас не можем, с удивлением и любопытством будут рассматривать примитивный кусок металла, запущенный неизвестной цивилизацией, существовавшей тысячи лет назад на планете в местной части галактики.