Международная космическая станция в 2018 году отметила свое двадцатилетие. Несмотря на то, что этот проект широко критикуется – и вполне справедливо – за малую научную отдачу и замораживание пилотируемой космонавтики на низкой орбите Земли, одной заслуги у него не отнять: МКС научила НАСА и Роскосмос, два очень разных космических агентства, работать вместе. МКС – это пример настоящего международного сотрудничества, который возможно, сейчас удерживает Россию и США от полного разрыва отношений.

В первые пять лет постройки станции российские космонавты летали к ней на американских шаттлах. А вот американские астронавты и астронавты стран-партнеров входили в экипаж кораблей «Союз» на протяжении всей истории эксплуатации МКС лишь с несколькими исключениями. Для этого существуют простые основания: станция состоит из двух разных сегментов, которые не могут существовать автономно, и потому на борту всегда должны находиться специалисты, способные обслуживать оба сегмента. В случае нештатной ситуации при запуске очередной экспедиции может возникнуть ситуация, при которой один из пристыкованных к МКС кораблей должен будет вернуться на Землю, и на станции останется только экипаж второго корабля. Перекрестные полеты космонавтов на шаттлах и астронавтов на «Союзах» были задуманы именно для того, чтобы обеспечить постоянное присутствие на МКС специалистов, способных управлять обоими сегментами.

После прекращения эксплуатации шаттлов «Союзы» стали единственным средством доставки людей на МКС, но в обозримой перспективе в распоряжении НАСА появятся два новых корабля: Dragon 2 компании SpaceX и Starliner компании Boeing. 25 декабря сайт Space.com сообщил, что, хотя соответствующее соглашение с Роскосмосом пока не заключено, НАСА хочет возобновить перекрестные полеты на МКС. «Билл Герстенмайер и высшее руководство НАСА обозначили свое намерение продолжить полеты американских астронавтов на «Союзах» после 2019 года и начать полеты российских космонавтов на американских пилотируемых кораблях». – сообщила сайту представитель пресс-службы НАСА Стефани Ширхольц.

Помимо описанного выше объяснения, у НАСА есть еще одна весомая причина поддерживать идею перекрестных полетов.

Сейчас в США продолжается сертификация нового корабля Dragon 2 для первого испытательного беспилотного полета к МКС. Этот полет состоится в начале 2019 года. Через несколько месяцев после него ожидается аналогичный запуск корабля Starliner, а к концу 2019 года или, что более вероятно, в 2020 году эти корабли отправится на космическую станцию с людьми на борту.

Между тем, договор НАСА и Роскосмоса на доставку астронавтов на МКС уже истекает. В Федеральной космической программе России на 2016-2025 годы было заложено сокращение запусков пилотируемых кораблей с четырех до двух в 2019 году, но из-за задержек в разработке американских кораблей запуск «Союза МС-15» был перенесен с 2020 на октябрь 2019 года.

В 2016 году в рамках урегулирования финансового спора с Boeing по проекту «Морской старт» РКК «Энергия» передала американской компании пять мест на кораблях «Союз», которые Boeing, в свою очередь, перепродал НАСА. Благодаря этой сделке американские астронавты продолжат сейчас летать на МКС на кораблях «Союз МС-12» и «Союз МС-13» (1 марта и 6 июля 2019 года).

Даже с учетом того, что НАСА планирует использовать испытательный полет корабля Boeing Starliner для доставки на МКС долговременной экспедиции, в расписании полетов американских астронавтов остается «дырка». И это без учета того, начало пилотируемых полетов американских кораблей может вновь быть перенесено.

Выход, судя по всему, уже найден. Во второй половине 2019 года астронавты продолжат летать на российских кораблях в рамках ротации, т. е. в обмен на будущие полеты российских космонавтов на Starliner и Dragon.

Запуск корабля «Союза МС-15» сейчас запланирован на 18 октября 2019 года. Он должен будет доставить на станцию российского космонавта Олега Скрипочку, астронавта ОАЭ Хазаа аль-Мансури и астронавта НАСА Кристофера Кэссиди.