Около 10 лет назад Илон Маск сказал, что хочет осуществить высадку человека на Марс через 10 лет. Тогда его слова не имели большого веса. К 2019 году, хотя Марс и не стал ближе для человека, SpaceX продемонстрировала впечатляющие достижения и стала одной из ведущих космических компаний мира. Сейчас Илон Маск разрабатывает сверхтяжелую многоразовую ракету для полетов в дальний космос, и его обещания на следующие 10 лет воспринимаются совсем иначе. Система Super Heavy Starship должна выйти на орбиту Земли через несколько лет, а позднее она начнет летать на орбиту Луны, на ее поверхность и на Марс.

SpaceX – не единственный пример такого рода. Насколько частных фирм в США и Японии обещают запускать автоматические посадочные платформы на Луну чуть ли не ежегодно начиная со следующего года. НАСА смотрит на это благосклонно и даже обещает отправлять свою полезную нагрузку с этими миссиями, однако в свою основную программу их не включает.

Программа космических агентств сильно отличается от того, что делает SpaceX. В 2011 году НАСА объявило своей целью полет на Марс безо всяких заявок на колонизацию, но эта экспедиция должна была состояться только в середине 2030-х годов. В 2019 году Марс в планах космического агентства все так же находится за горизонтом в четверть века, и даже Луна не стала заметно ближе. Обладая намного большими ресурсами, чем SpaceX, НАСА планирует высадку на Луну позднее, чем частная компания. Причем высадка в планах НАСА напоминает экспедиции прошлого века: на Луну должны отправиться два человека в тесном спускаемом модуле. А вот посадка на Луну корабля Starship от SpaceX больше напоминает фантастические фильмы.

Официально НАСА никак не поддерживает SpaceX в их лунно-марсианском проекте, но и не выступает против, и не объявляет его невозможным. При этом, между частной и государственной программами существует очевидная коллизия: если планы SpaceX осуществятся, то само существование НАСА и остальных государственных агентств потеряет всякий смысл, как и многомиллиардные расходы на их бессмысленные программы.

Разница в обещаниях и скорости работы SpaceX и НАСА исходит из разности подходов. Государственные агентства ставят на первое место надежность, принося ей в жертву огромные финансы и затрачивая лишние годы. Когда-то агентства работали иначе. В 1970-х годах первая станция «Салют» была построена за один год, а в 1960-х США потребовалось всего восемь лет, чтобы высадиться на Луну. Теперь это невозможно, ведь любая авария, даже без жертв, может поставить под угрозу всю программу.

SpaceX работает иначе. Она готова рисковать ради экономии и ради осуществления своих планов в кратчайшие сроки. Когда компания работает в союзе с НАСА, возникают проблемы. По большому счету, астронавта можно было засунуть в любой грузовой корабль Dragon, доставляющий грузы на МКС с 2012 года. И астронавт бы выжил, и вернулся бы на Землю без особых проблем. В другом мире и в другое время SpaceX могла бы это сделать. Но в нашем мире – нет. Первый пилотируемый корабль Dragon должен был полететь в 2015 году, но он не полетел до сих пор из-за требований НАСА к безопасности. Без этих требований, в альтернативной реальности, уже летающий в 2019 году корабль Dragon 2 попал бы в аварию, как это произошло в прошлую субботу в ходе испытаний двигателей системы аварийного спасения. В нашей реальности гибель астронавтов спровоцировала бы кризис всей программы коммерческой транспортировки на МКС. В альтернативном мире SpaceX бы продолжила полеты с другими астронавтами (благо, их хватает), параллельно совершенствуя корабль и делая его более безопасным.

Стратегия «риска» – вполне работоспособная. Она позволяет добиваться результатов быстро. Но SpaceX не обладает достаточным капиталом, чтобы самостоятельно разработать и построить Super Heavy и Starship, а любое вовлечение НАСА будет налагать ограничения на допустимый риск.

С началом эксплуатации пилотируемых кораблей Dragon 2 доходы SpaceX должны заметно вырасти, но процесс разработки корабля постоянно растягивается, и недавняя авария сдвигает сертификацию корабля как минимум на вторую половину следующего года. А значит, скорость разработки Starship долгое время будет ограничена годовой прибылью SpaceX. Да и техническую сложность этого проекта не стоит недооценивать. Пока не очевидна даже возможность создания такой дешевой полностью многоразовой системы на основе существующих технологий.

С поправкой на излишний оптимизм Илона Маска в отношении сроков, планы SpaceX не являются фантастикой. Но, увы, к реалиям нашего мира намного ближе медленная и примитивная программа НАСА.

Космическая лента

Обсудить