1. В законопроект о бюджете заложили $22,75 млрд для NASA в 2020 году.

Комитет по ассигнованиям американского Сената 24 сентября одобрил законопроект о расходах, в рамках которого предполагается выделить НАСА в следующем фискальном году $22,75 млрд. Это на $1,25 млрд больше того, что изначально запрашивало космическое агентство, и на $435 млн больше запроса Белого дома. В то же время, законопроект не в полной мере покрывает расходы на новую лунную программу «Артемида».

Согласно утверждению сенаторов, законопроект предусматривает дополнительное финансирование научных миссий (это космическая астрономия и исследование Солнечной системы), образовательных программ и пилотируемой исследовательской программы (под ней подразумеваются разработка сверхтяжелой ракеты SLS и нового космического корабля «Орион»).

Статья финансирования SLS в следующем году должна вырасти на $1,2 млрд по сравнению с 2019 годом до $2,586 млрд. Из них $300 млн будет потрачено на создание новой верхней ступени EUS, которую НАСА не намерено использовать как минимум до 2025 года. «Орион» получит $1,4 млрд, что лишь немного выше уровня текущего года.

С другой стороны, из запрошенного НАСА $1 млрд на начало разработки лунного посадочного аппарата было выделено только $744 млн. Это может сказаться на количестве компаний, которые получат контракты «первого этапа» на проработку концепций аппарата.

На научные исследования НАСА должно получить $6,9 млрд. Расходы были увеличены по сравнению с запросом НАСА, чтобы предотвратить завершение нескольких миссий, включая инфракрасный телескоп WFIRST – на него сенаторы готовы выделить $445,7 млн.

Следует учитывать, что данный законопроект не является конечным документом, определяющим бюджет НАСА в следующем году.

2. NASA закажет три дополнительных корабля Orion.

23 сентября американское космическое агентство анонсировало коррекцию контракта с компанией Lockheed Martin на постройку пилотируемых кораблей «Орион», которые будут использоваться для полетов к Луне.

Контракт на производство и операционное обслуживание кораблей «Орион» включал заказ на три корабля для миссий «Артемида-3», «Артемида-4» и «Артемида-5» в 2024-2026 годах. Стоимость контракта составляла $2,7 млрд. Теперь НАСА объявило о намерении в 2022 году заказать дополнительно три корабля для 6-8 экспедиций за $1,9 млрд. Снижение цены обусловлено намерением повторно использовать некоторые элементы конструкции командного модуля корабля, включая электронику и ложементы. Согласно документам космического агентства, в дальнейшем контракт может быть расширен для приобретения еще шести кораблей «Орион» до 2030 года.

Два корабля «Орион» для первых запусков в 2021 и 2022 годах были профинансированы в рамках другого контракта.

Американская лунная программа «Артемида» разделена на два этапа. На первом этапе, который должен завершиться до конца 2024 года, будет создана минимальная версия окололунной орбитальной станции Gateway, а астронавты миссии «Артемида-3» высадятся на поверхность Луны. С 2025 года начнется реализация второго этапа программы, в рамках которого НАСА будет наращивать станцию Gateway с широким привлечением международных партнеров и продолжит осуществлять высадки на поверхность Луны. Предложение о сотрудничестве от американского космического агентства уже приняли Канада, Европа и Япония.