У нептуноподобной планеты HAT-P-11b, находящейся в 124 световых годах от Земли, обнаружены следы водяного пара в атмосфере. Поскольку раньше вода была обнаружена только в планетах размером с Юпитер, HAT-P-11b может считаться самой маленькой водосодержащей планетой из всех известных ученым. В исследовании были использованы данные, собранные телескопами Хаббл, Спитцер и Кеплер. Как отмечает заместитель руководителя Дирекции научных проектов НАСА Джон Грансфелд (John Grunsfeld), это исследование является важным шагом на пути к изучению атмосфер небольших планет с твердой поверхностью – таких, как Земля.

Астрономам хорошо известно, что облака в атмосферах скрывают спектр излучения нижележащих молекул, изучение которых важно для понимания состава и истории планет. Из-за этого обнаружение чистого неба на планете размером с Нептун – хороший знак, свидетельствующий о том, что небольшие планеты могут иметь хорошо проницаемые атмосферы.

HAT-P-11b –горячий мир, вращающийся вокруг звезды HAT-P-11 в созвездии Лебедя с периодом обращения всего 5 земных дней. Предполагается, что экзопланета обладает твердым ядром под своей плотной атмосферой. В новом исследовании ученые использовали камеру телескопа Хаббл и метод трансмиссивной спектроскопии, при котором снимки делаются в период прохождения планеты перед своей звездой. Свет звезды проходдит через атмосферу планеты, и если там есть молекулы воды, то они адсорбируют излучение определенного спектра, что можно заметить на снимках телескопа. Чтобы подтвердить, что источником водяного пара не являются холодные пятна на поверхности звезды, были использованы снимки космических телескопов Кеплер и Спитцер. Выяснилась, что температура этих темных пятен слишком высока, чтобы они могли содержать пары воды.

Исследование показало, что атмосфера HAT-P-11b содержит водяной пар, водород, и другие газы, для определения состава которых в дальнейшем можно прибегнуть к моделированию. Астрономы планируют изучить еще несколько экзонептунов, чтобы установить, существует ли возможность применить тот же метод для анализа состава атмосфер небольших твердых планет.