Крис Мур, заместитель директора Подразделения перспективных исследовательских систем НАСА, рассказал 3 октября на Конгрессе по астронавтике в Торонто о последних новостях, связанных с пилотируемой миссией по посещению астероида, запланированной на середину 2020-х годов. В ходе этой экспедиции экипаж из двух человек должен будет на корабле «Орион» посетить небольшой астероид, предварительно доставленный на лунную орбиту. Планировавшаяся ранее продолжительность миссии составляла 26 дней, причем только пять из их астронавты провели бы около астероида. Еще три недели пришлось бы на полет с Земли на лунную орбиту и обратно. Сейчас эксперты НАСА настаивают на увеличении суммарной продолжительности экспедиции до 60 дней.

Основным фактором, ограничивающим длительность полета к астероиду, является ресурс автономной работы корабля «Орион». Чтобы его преодолеть, предлагается использовать дополнительный обитаемый модуль: одним концом он будет состыкован с космическим кораблем, другим, после прибытия, – с устройством захвата астероида. Модуль увеличит доступное астронавтам жилое пространство (герметичный объем корабля «Орион» составляет всего 19,56 куб. м), будет оборудован системами жизнеобеспечения и шлюзовым отсеком. Последний позволит совершать выходы в открытый космос без разгерметизации корабля, как предполагалось по первоначальному плану. Дополнительно изучается возможность установить на боковой стороне жилого модуля стыковочный узел. Его можно будет использовать для снабжения экспедиции припасами при помощи автоматических грузовых кораблей.

По словам Мура, жилой модуль планируется сделать относительно небольшим, приблизительно в размерах грузового корабля «Лебедь» (Cygnus) компании Orbital Sciences. В своей расширенной версии этот космический аппарат имеет диаметр 3,1 м и длину 4,9 м, его герметичный объем составляет 27 куб. м. Orbital Sciences уже выразила готовность заняться разработкой модуля для НАСА с использованием своих наработок. Отмечается, что даже небольшой обитаемый модуль позволит НАСА испытать технологии и агрегаты, которые в дальнейшем будут использованы в Deep Space Habitat – полномасштабных жилых модулях для экспедиций в дальний космос.

Мур также рассказал о развитии миссии по захвату и доставке астроида ARM (Asteroid Redirect Mission). По его словам, работа идет в соответствии с графиком. В декабре НАСА выберет одну из двух основных концепций миссии. Согласно первому плану, автоматический космический аппарат должен будет захватить и доставить на лунную орбиту малый астероид диаметром не более 10 м, второй план предполагает захват камня размером до нескольких метров с поверхности крупного астероида. Планируется начать миссию в 2019 году, а транспортировка объекта на орбиту Луны займет до 5 лет. Именно к объекту, доставленному в ходе миссии ARM, предполагается в дальнейшем отправить американских астронавтов.

На фото: корабль Cygnus в базовой конфигурации (длина 3,7 м).

Ссылка: www.spacenews.com