24 ноября на Байконуре прошло совещание руководителей Роскосмоса, посвященное перспективам пилотируемой космонавтики после 2020 года. Как пишет газета «Коммерсант», участники встречи констатировали бесполезность для России Международной космической станции и провозгласили курс на создание национальной станции. Газета отмечает, что поддержание российского сегмента МКС после 2020 года возможно, но только на коммерческой основе. Рогозин поручил Роскосмосу в кратчайшие сроки подготовить все необходимые обоснования по проекту и предоставить их в правительство.

Сейчас известно о двух концепциях новых низкоорбитальных станций. В проекте Федеральной космической программы на 2016-2025 годы предлагается создать Перспективную пилотируемую орбитальную инфраструктуру (ППОИ), состоящую из нескольких модулей малой размерности. В 2021 году должен быть запущен надувной жилой модуль, спустя год к нему предполагается пристыковать модернизированный узловой модуль, а в 2024 и 2025 годах к инфраструктуре добавятся свободнолетающий лабораторный модуль ОКА-Т-2 и энергетический модуль. Для вывода всех этих аппаратов предполагается использовать легкие ракеты-носители «Союз-2», т. е. новые модули будут значительно меньше 20-тонных модулей «Заря» и «Звезда» российского сегмента МКС.

Вторая концепция станции была разработана головным учреждением Роскосмоса ЦНИИМаш совсем недавно. Специалисты института предлагают отказаться от расширения МКС, а новые модули МЛМ (лабораторный) и УМ (узловой), разработанные для этой станции, уже в 2017-2018 годах вывести на орбиту с большим наклонением в качестве новой станции. Таким способом Россия в быстрые сроки может получить аналог советской станции «Салют».

Оба проекта вызывают множество вопросов, и первый из них – чем обоснован отказ от эксплуатации одной станции в пользу другой. Основная претензия к МКС заключается в отсутствии масштабной программы научных экспериментов. Что заставляет руководство Роскосмоса предполагать, что на национальной станции ситуация изменится? На международной станции у России нет лабораторного модуля, но препятствие не устраняется и в обеих концепциях новой станции. ЦНИИМаш предлагает использовать МЛМ в качестве жилого модуля, а экспериментальный ОКА-Т, который появится к концу эксплуатации ППОИ, не требует постоянного присутствия человека и, более того, на данный момент является вторым экземпляром модуля, разрабатываемого для МКС. Если продолжить эксплуатацию международной станции, к 2020 году мы будем иметь целых два модуля для проведения экспериментов, если откажемся от нее – к 2025 году только начнем научную программу. И это при том, что строительство новой станции обойдется в сотни миллиардов рублей, а ее содержание будут дороже содержания российского сегмента МКС.

В советские времена орбитальные станции были провозглашены «магистральным путем» людей в космос. Заявлялось, что мы должны научиться жить и работать на орбите, прежде чем начнем совершать космические путешествия. Советский Союз построил семь одномодульных станций по программе «Салют», постепенно наращивая длительность проживания человека в невесомости и накапливая данные космической медицины. Венцом развития пилотируемой космонавтики стала станция «Мир», которая дала технологии создания многомодульных конструкций на орбите. МКС, фактически, стала повторением пройденного. Она не дала ничего нового, однако позволила сохранить российскую пилотируемую космонавтику в годы, когда финансирование практически отсутствовало – а продолжалась такая ситуация до конца «нулевых». Теперь же Роскосмос намерен не идти вперед, а вернуться назад – либо в конец 1970-х с очередным «Салютом», либо в 1980-е с уменьшенной версией «Мира».

Новой целью космической программы России провозглашена Луна. Воспринимать эти заявления иначе как пустыми словами не получается, поскольку почти все средства пилотируемой программы предполагается направить на продолжение низкоорбитальной деятельности в 2020-х и 2030-х годах. Для сравнения, НАСА хватило одной МКС, чтобы получить все технологии, доступные на низкой орбите. В 2020-х МКС американское космическое агентство планирует не вкладывать средства в низкоорбитальные станции, а совершать раз в несколько лет длительные полеты в дальний космос – к Луне и астероидам, а затем – к спутникам Марса, к самой планете и на ее поверхность. Нашей же целью, как и раньше, будет поддержание простой жизни сменяющих друг друга команд космонавтов на высоте около 400 км над Землей. И так останется до конца российской пилотируемой космонавтики.