Спустя несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва Вселенную пронзил свет первых галактик и звезд. Новые данные европейской космической обсерватории Планк, изучающей микроволновое реликтовое излучение, свидетельствуют о том, что звезды начали светить позже, чем считалось ранее.

«Хотя 100 миллионов лет кажутся незначительными по сравнению с возрастом Вселенной, который составляет почти 14 миллиардов лет, они могли существенно повлиять на процесс образования первых звезд», – говорится в заявлении Марко Берсанелли из Университета Милана, участника коллаборации телескопа Планк.

Ранняя Вселенная была заполнена слабопроницаемым газом из атомов водорода, который не пропускал излучение с большими длинами волн. Протоны солнечного ветра, источником которых были первые звезды, галактики и квазары, расчистили этот «туман». Согласно данным телескопа Хаббл, Вселенная стала полностью прозрачной через 900 млн лет после большого взрыва. Сложнее сказать, когда начался этот процесс.

Планк не позволяет найти отдельные звезды, образовавшиеся в то время, однако может найти период начала повторной ионизации космического пространства. Согласно ранним данным наблюдений телескопа Планк, ионизация Вселенной началась спустя 450 лет после Большого взрыва. Новый анализ уточненных данных свидетельствует о том, что это произошло на 100 млн лет позже. Именно ионизацию, т. е. наполнение пространства протонами, связывают с началом деятельности звезд и галактик. На ранних этапах развития Вселенной ее состав и динамика вещества менялись достаточно быстро. Если процесс образования звезд начался позже, чем считалось ранее, он происходил в других условиях, и это астрофизикам придется учесть в своих гипотезах.

«Как и любой физический процесс, реионизация шла на протяжении некоторого времени». – говорит Франуса Буше из Парижского института астрофизики. – «В дальнейшем мы намерены определить ее продолжительность. Это позволит точно сказать, когда 20% Вселенной было реионизировано, 30%, 50%, и когда процесс был полностью завершен. Это наша окончательная цель».

Ссылка: space.com