Звезда Бета Живописца, расположена в 63,4 световых годах от Солнца и примерно в 1,75 раз массивнее его. Она известна там, что окружающий ее газопылевой диск является единственной структурой подобного рода, содержащей планету, которую можно увидеть на прямых обсерваторных снимках. Планета Бета Живописца b была впервые обнаружена в 2003 году при помощи европейского Очень большого телескопа, в 2009 году открытие удалось подтвердить. Планета относится к классу газовых гигантов и имеет массу, в восемь раз превышающую массу Юпитера. Ее отличительной особенностью является относительно небольшой период вращения вокруг звезды – 22 года. Это позволяет ученым отмечать существенные изменения в ее положении всего за несколько лет.

На новых фотографиях телескопа Хаббл, сделанных в видимом диапазоне, снят внутренний газопылевой диск, радиус которого составляет не более миллиарда км (6,7 а. е.). Ученые сравнили новые фотографии со старыми, сделанными Хабблом еще в 1997 году. Выяснилось, что распределение пыли в диске практически не изменилось. Это значит, что структура диска стабильна и сохраняется в направлении его вращения. Присутствие планеты, однако, себя проявляет.

«Некоторые компьютерные модели свидетельствовали о том, что из-за быстро движущейся во внутреннем газопылевом диске массивной планеты, в нем должны возникать сложные структуры. Новые фотографии диска подтверждают эти предположения. Подтвердив компьютерную модель, в дальнейшем мы сможем определять наличие планет в газопылевых дисках около других звезд». – заключает Дэниел Апай из Аризонского университета.

Ссылка: link