В последнее десятилетие раздел астрономии, занимающийся поиском планет за пределами Солнечной системы, пережил период активного развития. Благодаря одному только телескопу Кеплер удалось обнаружить более 4 тысяч кандидатов в экзопланеты, и статус четверти из них к настоящему моменту уже удалось подтвердить. Как известно, большая часть планет, обнаруженных Кеплером – это огромные газовые гиганты. Значительное их количество находится на сверхнизких орбитах с периодом обращения несколько дней или даже часов. Разумеется, существование жизни, похожей на нашу, на этих необычных телах невозможно.

Накопленный массив данных не позволяет точно сказать, планеты какого типа преобладают в Млечном пути. Дело в том, что все существующие методы поиска экзопланет являются косвенными, и их эффективность зависит от параметров самих планет. Например, работа телескопа Кеплер была основана на транзитном методе. Этот космический аппарат измерял периодические понижения яркости звезд, которые свидетельствуют о прохождении между нами и звездой планеты. Таким образом, чем крупнее планета, чем ближе она к своему солнцу (и чем меньше период ее обращения), тем проще ее обнаружить транзитным методом.

Ученые из Австралийского национального университета и Института Нильса Бора в Копенгагене провели исследование с целью определить примерное количество планет, попадающих в так называемую обитаемую зону – пояс пространства на некотором удалении от звезды, где, теоретически, количество поступающего от звезды тепла позволяет существовать воде на поверхности планет в жидком виде. Попадание планеты в обитаемую зону не обязательно означает, что на ней может существовать жизнь. Например, в Солнечной системе Венера и Марс находятся внутри этой зоны.

Во второй половине XVIII века было сформулировано правило Тициуса-Боде, которое позволило определить радиус орбиты Урана до того, как он был обнаружен. Оно гласит, что соотношение орбитальных периодов двух соседних планет сохраняется приблизительно постоянным для всей системы. Например, отношение года на Венере к году на Земле такое же, как соотношение периодов обращения Юпитера и Сатурна. Таким образом, зная, с каким периодом обращаются некоторые планеты вокруг своей звезды, можно предсказать существование в этой системе других планет, пропущенных по данным наблюдений. «Мы использовали этот метод для определения положения планет в 151 системе, где телескоп Кеплер нашел от 3 до 6 планет». – говорит Стефен Кьяр Якобсен (Steffen Kjær Jacobsen) из Института Нильса Бора. – «В 124 системах положения известных планет соответствовали правилу Тициуса-Боде. Используя это правило, мы попытались предсказать, где в этих системах находятся другие планеты. Мы проводили дополнительные вычисления только для тех экзопланет, для которых существует вероятность подтверждения после дополнительного анализа данных, собранных телескопом Кеплер». Ученый отмечает, что основное внимание было уделено 77 наиболее перспективным предполагаемым планетам в 40 системах. Для их подтверждения потребуются дополнительные исследования, которые, к сожалению, пока не проведены.

В 27 системах из 151 правило Боде не соблюдалось. Объяснить это можно тем, что между обнаруженными экзопланетами существуют другие, а следовательно, соотношение периодов соседних тел было посчитано неправильно. Добавив пропущенную планету в нужную позицию между двумя известными, можно вписать эти системы в правило Тициуса-Боде.

Если расчеты австралийских и датских ученых верны, в каждой планетарной системе в обитаемую зону попадают в среднем 1-3 планеты.