Сегодня утром во многих российских СМИ, включая РБК, ТАСС, РИА «Новости» и Russia Today, появились сообщения о том, что главы Роскосмоса и НАСА, встретившиеся вчера на космодроме Байконур, договорились о продлении срока эксплуатации МКС до 2024 года и создании после нее новой международной станции. Я, однако, призываю не делать поспешных выводов.

Глава российского космического агентства Игорь Комаров заявил буквально следующее: «Роскосмос вместе с НАСА намерены работать по программе строительства будущей орбитальной станции. Будем определять её облик. Это будет открытый проект, и в нём будут участвовать не только нынешние участники, этот проект будет открыт для других стран, желающих присоединиться». В то же время, глава НАСА Чарльз Болден, проводивший переговоры с Комаровым вчера на Байконуре, говорил о другом: «В конечном итоге МКС перестанет функционировать просто потому, что наступит естественный износ конструкции, поэтому вместе с Россией и другими странами мы обсуждаем, в каком направлении двигаться дальше. Мы должны принять то, что мы делаем на МКС. Это очень важно, но технологии развиваются так быстро, что когда-нибудь настанет необходимость строительства новых орбитальных конструкций. И тут у нас есть вместе с Роскосмосом понимание, что часть сегмента этого рынка надо отдать коммерческим компаниям».

В последние годы НАСА ни разу не говорило о намерении создавать новую станцию после МКС. Появлялись лишь сообщения о том, что, по мнению аналитиков НАСА, в следующем десятилетии американские частные компании смогут построить собственные станции, тогда как государство займется освоением дальнего космоса. Поэтому вызывает удивление не только резкая перемена курса американского космического агентства, но и то, что все англоязычные СМИ о ней молчат.

Возможно, Комаров неточно понял Болдена либо некорректно расставил акценты. Можно предположить, что в заявлении управляющего российской космонавтикой ключевыми являются слова об определении облика станции будущего. Работы по выработке облика различных космических проектов ведутся часто и обычно предполагают не реализацию этих планов, а составление аналитических отчетов и их использование в дальнейшем при выборе направления развития. Если это так, то российское и американское космической агентство лишь договорились продолжить тесное сотрудничество после МКС и рассмотреть различные варианты совместных проектов.

Прежде чем рассуждать о новой российско-американской станции после МКС, необходимо как минимум дождаться комментариев НАСА.

UPD. Пресс-служба НАСА прокомментировала ситуацию. Американское космическое агентство приветствует желание Роскосмоса продолжить сотрудничество, однако никак не подтверждает намерение строить новую международную станцию и подчеркивает, что основной целью американской космической программы был и остается полет на Марс.

Ссылка: top.rbc.ru