Недавно несколько американских некоммерческих организаций и сообществ, лоббирующих идеи освоения космоса, объединились в Альянс за космическое развитие. Самым известным членом организации является Марсианское общество Роберта Зубрина. Альянс опубликовал большое заявление о ближайших целях и задачах космонавтики, а также о том, какие шаги необходимо предпринять для ее дальнейшего развития.

По мнению независимых экспертов, в ближайшие годы НАСА следует сосредоточиться на трех направлениях: поддержке коммерческих космических программ, максимально эффективном использовании ресурсов МКС и удешевлении вывода полезных грузов в космос. Как заявляется, следующим большим шагом НАСА следует выбрать не полет на Марс, а строительство поселения на Луне.

НАСА – единственное государственное космическое агентство, ставящее себе цель отправить человека на Марс. В последние годы российские ученые выбрали для Роскосмоса в качестве основного направления деятельности изучение Луны. Спутник Земли считают своей долгосрочной целью и в Китае. Наконец, недавно Европейское космическое агентство выпустило видеоролик, обосновывающий выбор лунной базы в качестве следующей цели космонавтики. В США, по понятным причинам, Луна зачастую считается пройденным этапом. Не удивительно, что негосударственные объединения, включая и Марсианское общество, и фонд Inspiration Mars первого космического туриста Денниса Тито, и даже компания SpaceX Илона Маска так или иначе интересуются Марсом. Этот подход хорошо иллюстрируют слова президента SpaceX Гвен Шотвелл, которая на вопрос журналиста ответила: «Мы [SpaceX] – не лунные люди».

Эксперты Альянса за космическое развитие считают такой подход ошибочным. Возможность осуществить полет человека на Марс появится только тогда, когда мы будем уверены в том, что наша техника способна выдержать несколько лет работы в дальнем космосе в условиях, когда быстрый возврат на Землю просто невозможен. В нынешних условиях, когда любая неудача может обернуться проблемами с финансированием, космические агентства предпочитают не рисковать и перестраховываться. Наконец, если учесть, что государства вряд ли резко увеличат объем средств, выделяемый на космонавтику, можно не надеяться, что экспедицию на Марс удастся осуществить в обозримом будущем. С другой стороны, база на Луне станет самым удобным местом для отработки технологий внеземных поселений. В отличие от орбитальных станций, там не будет проблем с необходимостью поддерживать орбиту, а наличие кроме вакуума местных горных пород вокруг базы позволит испытать новые технологии по добыче и переработке местных ресурсов, которые впоследствии пригодятся и на Марсе.

Отказ от идеи строительства лунной базы, который произошел в США в 2010 году, носил во многом политический характер и не был обоснован стратегически. После него американская космонавтика осталась без внятных целей. Ни техники, ни денег для полетов за пределы лунной орбиты у НАСА не появилось. В результате единственной миссией, которую американское космическое агентство может себе позволить, стала доставка астероида все к той же Луне и его кратковременное посещение астронавтами. Эту цель критикуют сторонники как пилотируемой, так и научно-исследовательской космонавтики за стоимость, несоразмерную научной и технологической отдаче.

Если мы поддерживаем долгосрочные цели пилотируемого исследования и освоения космоса, задачей человечества сейчас является научиться жить за пределами нашей планеты. Для решения этой задачи лучше всего подходит спутник Земли. Основание первого постоянного, самостоятельного поселения в космосе может стать ключевым событием в истории человеческой цивилизации. Это не та цель, которой можно достичь быстро. Но продумывать каждый следующий шаг в космосе следует с учетом того, что с ним осуществление этой цели должно приближаться. И сейчас следующим шагом людей, несомненно, является база на Луне.