Европа является шестым по счету спутником Юпитера и одним из четырех галилеевых спутников. Это не просто шестой по размерам спутник в Солнечной системе. Европа – один из самых перспективных кандидатов на существование подповерхностного океана.

На фотографиях, сделанных зондом «Галилео» в 1996 году, поверхность Европы испещрена темными линиями. С тех пор ученые строят различные гипотезы о химическом составе вещества, слагающего эти структуры. Большинство сходится во мнении, что эти относительно молодые разломы заполнены материалом, поднявшимся вместе с водой из подповерхностного океана спутника.

«Простая соль из подземного океана была бы простым и элегантным объяснением», – говорит Кевин Хенд, ученый-планетолог из Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА. Как известно, поверхность Европы подвергается сильному облучению со стороны радиационных поясов Юпитера. Предыдущие исследования, основанные на данных зонда «Галилео» и наземных телескопов, привели ученых к заключению, что обесцвеченные области поверхности Европы связаны с соединениями серы и магния. Цвет некоторых участков может указывать на наличие серы, которая длительное время подвергалась действию радиации. Наконец, теперь группа ученых из JPL проверила предположение о том, темный цвет молодых разломов объясняется наличием обожженной радиацией соли.

Кевин Хенд и его коллега Роберт Карлсон построили экспериментальную установку, в которой симулировались условия поверхности Европы. В ней были учтены температура (-173 градуса), давление и радиационная обстановка. Для симуляции последней установку подвергали бомбардировке электронами. Ученые собирали информацию об отраженном спектре веществ, помещенных в исследовательскую камеру. Затем спектр сравнивали с тем, который получили научно-исследовательские аппараты и обсерватории, изучавшие Европу. Ученые утверждают, что несколько десятков часов пребывания в созданной ими среде соответствуют приблизительно сотне лет на поверхности спутника Юпитера.

В экспериментальную установку были помещены обычный хлорид натрия (т. е. пищевая соль) и его водные растворы. После проведения опыта цвет соли изменился. «Работа указывает на убедительное совпадение спектральных отпечатков хлорида натрия, запеченного в радиации, и темных линий на поверхности Европы». – говорит Хенд. Кроме того, чем дольше образцы подвергались действию радиации, тем темнее они становились. По мнению авторов исследования, в дальнейшем это открытие может быть использовано для определения возраста линий и других молодых структур на Европе.

К сожалению, телескопы с Земли не могут наблюдать Европу в достаточном разрешении. В первой половине 2020-х годов в систему Юпитера должен отправиться космический аппарата Europa Clipper. Он сможет пролить свет на многие тайны Европы и других спутников крупнейшей планеты Солнечной системы.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov