В журнале Nature опубликована статья американских ученых, посвященная анализу данных наблюдения за системой Плутона и его спутников при помощи космического телескопа Хаббл. Ученые пришли к выводу, что Никта и Гидра, два из пяти известных спутников Плутона, испытывают непредсказуемые колебания. Наблюдатель, находящийся на поверхности одной из этих лун, не мог бы предсказать, когда и с какой стороны взойдет Солнце. Астрономы уверены, что еще два спутника, Кербер и Стикс, ведут себя точно схожим образом.

«Благодаря телескопу Хаббл мы смогли по-новому взглянуть на космический танец под хаотический ритм, который ведут Плутон и его спутники». – говорит Джон Грансфилд, помощник директора Подразделения научных миссий НАСА в Вашингтоне. – «Когда в июле космический аппарат New Horizons («Новые горизонты») пролетит через систему Плутона, у нас появится шанс увидеть эти спутники вблизи и рассмотреть их по отдельности».

Компьютерная модель Никты

В 2006 году Плутон был из обычной планеты переквалифицирован в карликовую планету. Одной из причин этого решения были его взаимоотношения с крупнейшим спутником – Хароном. Выяснилось, что они вращаются вокруг общего центра масс, лежащего за пределами обоих тел, т. е. являются двойной планетной системой. В результате такого взаимодействия возникает сложное и переменное гравитационное поле. Именно оно заставляет мелкие спутники хаотично колебаться. Эффект усиливается из-за вытянутой формы этих лун. Кроме того, три спутника находятся в резонансе между собой – периоды их обращения имеют точное соотношение. Сидя на поверхности Никты, можно наблюдать, что Стикс делает вокруг Плутона два оборота за то время, за которое Гидра делает три.

По словам Дугласа Гамильтона из Университета Мэриленда, одного из авторов исследования, хаотические колебания могут быть общим свойством всех двойных систем. «Открытие может иметь последствия даже для поисков жизни на планетах, которые находятся в таких [двойных звездных] системах», – отмечает он.

В прошлом изучением сложной динамики системы Плутона никто не занимался. Ученые утверждают, что их работа позволяет наложить существенные ограничения на спектр теорий о формировании Плутона.

Еще одно наблюдение ученых касается спутника Кербер. Его поверхность на снимках Хаббла выглядит угольно темной, тогда как остальные спутники ярко сверкают. До этого ученые предполагали, что из-за поверхностного слоя метеоритной пыли все спутники Плутона должны иметь примерно одинаковое альбедо.

Уже через месяц, 7 июня, через систему Плутона и его спутников пролетит исследовательская станция New Horizons. Она передаст на Землю рекордные по разрешению фотографии Плутона, Харона и других спутников, а также большой массив информации о температуре, составе и сверхразряженной атмосфере Плутона. Сейчас до цели остается менее 48 млн км.