За последние годы благодаря новым астрономическим инструментам были обнаружены тысячи экзопланет. Среди них оказалось неожиданно много планет, условно названных горячими нептунами. «В нашей Солнечной системе таких планет нет», – говорит Рэнью Ху, ученый, работающий с телескопом Хаббл в Лаборатории реактивного движения НАСА. – «Но мы считаем, что они могут быть распространены у других звезд».

Благодаря телескопу Кеплер мы знаем о сотнях планет, по размеру похожих на наш Нептун или немногим меньше его, но находящихся на сверхнизких орбитах. Период обращения вокруг своей звезды у многих из них не превышает 1-2 земных суток. Считается, что в центре таких планет должно находиться твердое или жидкое ядро, окруженное мощной атмосферой, температура в которой достигает 1000 Кельвинов.

Американские ученые изучали горячие нептуны по данным, собранным космическими телескопами Хаббл и Спитцер. Они предположили, что, поскольку водород при температуре 1000 К будет просто выкипать, наиболее распространенным элементом в атмосфере этих планет станет более тяжелый элемент – гелий. Если это так, то атмосфера горячих нептунов должна иметь бледный цвет. Наш Нептун имеет ярко-синий цвет из-за метана, который поглощает свет красной части спектра. В отсутствие водорода метан (CH4) образоваться не сможет, а углерод начнет образовывать соединения с кислородом. В результате в атмосфере горячих нептунов должны появляться моно- и диоксиды углерода.

Косвенно эту теорию подтверждают данные, собранные телескопом Спитцер об экзопланете Gliese 436b. Она находится в 33 световых годах от нас в созвездии Льва. На ней присутствует углерод, но не найдено следов метана. Объяснить отсутствие метана проще всего дефицитом водорода. Кроме того, Спитцер обнаружил на Gliese 436b признаки большого количества монооксида углерода (угарного газа).

Для подтверждения теории астрономам нужно исследовать больше планет, относящихся к классу горячих нептунов. В этом им может помочь как телескоп Хаббл, так и новый Вебб, запуск которого запланирован на 2018 год.

Ссылка: www.jpl.nasa.gov