Большая часть новостей о космонавтике, выходящих в мире, генерируется пресс-релизами НАСА и, отчасти, пиар-службами Европейского космического агентства. По понятным причинам мы в России следим аз национальной космической программой. К сожалению, космические программы других стран попадают в фокус нашего внимания намного реже. Это не значит, что в остальном мире ничего не происходит.

Одна из самых развитых космических отраслей в мире находится в Японии. Японцы обладают современными ракетами-носителями всех классов от легкого до тяжелого, они построили собственный модуль МКС «Кибо» и грузовой корабль для снабжения станции (кстати, японский астронавт Кимия Юи отправится на МКС в следующем месяце). В JAXA (Японское аэрокосмическое агентство) регулярно поднимается вопрос о разработке собственного пилотируемого корабля. Иногда дело доходит до выбора основной концепции, однако затем дело глохнет. Сейчас в разработке находятся лишь отдельные перспективные технологии, которые можно будет впоследствии применить при создании корабля.

В новейшей истории исследований космоса японцы запомнились автоматической станцией «Хаябуса», которая, после многочисленных приключений, в 2010 году доставила на Землю пыль с астероида Итокава. JAXA намерено развивать направление, в котором достигнут некоторый успех. 30 ноября 2014 года в космос отправилась станция «Хаябуса-2». В июле 2018 она должна прибыть к астероиду 1999 JU3, а в декабре 2020-го доставить с него образец грунта на Землю. В июне 2015 года японцы представили еще одну похожую миссию, уже получившую предварительное одобрение правительства. На этот раз они хотят доставить образец грунта со спутника Марса, Фобоса или Деймоса. Запуск космического аппарата может состояться в 2021 году, т. е. за четыре года до запланированной попытки повторить «Фобос-Грунт» в России.

Еще один анонсированный в этом году проект JAXA – маленький марсоход-демонстратор. Для испытания своих технологий японцы хотели бы запустить в 2020 году небольшой аппарат, по размерам уступающий даже MER Opportunity. По проекту, масса марсохода должна составить 150 кг, из них на научную нагрузку приходится 15 кг. Для доставки марсохода на поверхность планеты предполагается использовать систему воздушного крана, разработанную Лабораторией реактивного движения НАСА для марсохода Curiosty. Возможные места посадки аппарата довольно любопытные. В презентации проекта рассматриваются два варианта, на первом месте – долина Маринер, огромный каньон, вопрос о происхождении которого до сих пор вызывает споры.

Последний японский проект, который необходимо упомянуть – маленький посадочный аппарат для изучения Луны SLIM, который может быть запущен в 2018 году. Он анонсирован несколько лет назад, но только этой весной было получено предварительное одобрение финансирования. Разработчики ставят перед собой амбициозную задачу: аппарату, который относится к миссиям малого класса, предстоит изучить поверхность разрушенной лавовой трубки в северном полушарии Луны.

Другая страна, предлагающая амбициозную космическую программу – это Китай. Его обширная научно-исследовательская программа уже была описана в одной из статей. Достаточно отметить лишь, что сроки ее выполнения вряд ли окажутся столь оптимистичными, как надеялись ученые. Уже сейчас можно утверждать почти наверняка, что Китай не отправит миссию к Марсу даже в 2020 году. Лунная программа развивается более уверенно: на 2017 год планируется доставка лунного грунта на Землю миссией «Чанъэ-5», и, как утверждают различные источники, в 2020-м «Чанъэ-4», который является копией успешной «Чанъэ-3», совершит посадку в районе южного полюса на обратной стороне Луны.

Пилотируемая программа Китая тоже не стоит на месте. В 2016 году в космос будет запущена новая пилотируемая лаборатория «Тяньгун-2». В 2018 начнется развертывание полноценной космической станции, которая должна быть готова в 2022 году. Кроме того, без лишней публичности Китай занимается разработкой нового пилотируемого корабля для полетов за пределы земной орбиты. Работа началась в 2013 году, а в октябре 2014-го предложенная концепция получила одобрение правительства. В декабре космическое агентство Китая объявило, что планирует провести испытательные сбросы с вертолета масштабной модели спускаемого аппарата нового корабля, задействовав в этом тесте запасные парашюты корабля «Шеньчжоу-10». Предполагается, что новый китайский корабль будет выполнен по схеме американских «Аполлонов» и «Орионов». Он будет иметь массу 20 т в конфигурации для дальнего космоса и 14 т в околоземной. По этим характеристикам, как и по вместимости (до четырех человек), он полностью совпадает с разрабатываемым в России кораблем нового поколения (ПТК НП). К сожалению, нельзя сказать, насколько активно и серьезно идет работа над этим проектом.

Остальные страны азиатского региона пока не анонсировали амбициозных проектов в космической отрасли. Южная Корея, в 2013 году впервые сумевшая запустить спутник на орбиту, сейчас отказалась от разработанной с преимущественным российским участием ракеты Naro-1 (KSLV) и медленно разрабатывает полностью национальный носитель. После 2020 года корейцы обещали запустить исследовательскую станцию к спутнику Земли, однако сложно сказать, дойдут ли эти планы до практической реализации. Вьетнам также имеет некоторый интерес к космонавтике. В 2011 году правительство страны, которое намерено увеличить долю высокотехнологичных отраслей в экономике, обещало до 2018 года вложить 600 млн долларов в создание национального космического кластера. Упор предполагается сделать на разработку малых космических аппаратов прикладного назначения. В то же время нужно отметить, что, несмотря на впечатляющие экономические успехи последних 20 лет, Вьетнам пока остается преимущественно аграрной и небогатой страной.