Согласно новому исследованию, основанному на данных космического аппарата «Кассини», под поверхностью спутника Сатурна Энцелада находится глобальный водяной океан. Ранее предполагалось, что на Энцеладе есть несколько крупных водяных линз.

В прошлом космический аппарат «Кассини», вращающийся вокруг Сатурна, неоднократно замечал бьющие из поверхности Энцелада мощные водно-ледяные гейзеры. Их источники сконцентрированы в разломах в районе южного полюса. Это позволяло предполагать, что там под поверхностью находится крупный океан из жидкой воды. Тем не менее, анализ гравитационных данных, также собранных «Кассини» во время близких пролетов около Энцелада, не согласовался с этой гипотезой. В новой статье, опубликованной в журнале Icarus, планетологи утверждают, что подповерхностный океан на спутнике имеет не региональный, а глобальный характер. Именно так можно объяснить магнитуду небольших колебаний поверхности, которая возникает при движении Энцелада по орбите вокруг Сатурна.

«Это было сложной задачей, потребовавшей годы наблюдений и сложных расчетов, но мы уверены, что все сделали правильно», – говорит Питер Томас из Корнуэльского университета, член научной команды «Кассини» и ведущий автор исследования.

В исследовании проанализированы все снимки Энцелада за семь лет. Ученые провели картирование различных объектов на поверхности спутника и с рекордной точностью измерили изменения расстояний между ними, возникающие в зависимости от орбитального положения Энцелада. Энцелад, как известно, имеет не идеальную сферическую форму. Кроме того, он ускоряется при сближении с планетой-гигантом и замедляется, когда удаляется от нее. Из-за этого поверхность спутника испытывает периодические деформации.

Участвовавшие в исследовании ученые построили несколько моделей Энцелада – в том числе модель, предполагающую, что спутник не имеет жидких океанов вовсе. «Если бы между поверхностью и ядром были только твердые породы, ядро гасило бы колебания, и они были бы значительно слабее наблюдаемых». – говорит Мэттью Тискарено, еще один ученый из команды «Кассини». – «Это свидетельствует о том, что там должен быть глобальный слой жидкости, отделяющий поверхность от ядра».

Ученые не могут сказать, какие геологические процессы препятствуют замерзанию океана на Энцеладе. Томас и его коллеги высказывают несколько предположений, включая эффект приливных сил Сатурна, действие которых может быть недооценено.