Вчера НАСА объявило, что проект пилотируемого корабля «Орион» (Orion) преодолел очередной этап разработки – Точку принятия ключевого решения C (Key Decision Point C, KDP-C). Представители американского космического агентства сообщили, что второй запуск корабля в рамках Исследовательской миссии №2 (Exploration Mission 2) состоится «не позднее начала 2023 года». В прошлом миссия была назначена на конец 2021 года. Эта дата не изменилась – она сохраняется с формулировкой «не ранее чем». Это стандартная формулировка для американских космических запусков, поэтому пока формально полет не был перенесен. Тем не менее, фактически можно говорить о том, что он состоится на полтора года позже, чем ожидалось в прошлом. Такой исход нельзя назвать неожиданным.

Корабль «Орион» разрабатывается корпорацией Lockheed Martin с 2007 года. Изначально он предназначался для полетов на Луну в рамках программы «Созвездие» (Constellation) и, дополнительно, для запусков людей на МКС. Космический аппарат должен был стать увеличенной и современной версией «Аполлона» – с большим двигательным модулем, с посадкой на сушу на надувные амортизаторы и другими новшествами. Постепенно проект упрощался. Диаметр «Ориона» потерял полметра. Он возвращается на воду, как и другие американские корабли 40-50 лет назад. Служебный модуль «Ориона», разрабатываемый ЕКА, будет в два раза меньше, чем предполагалось изначально. Сейчас доставка экипажей на МКС упоминается только в качестве потенциальной возможности корабля.

Первый запуск командного отсека корабля «Орион» состоялся 5 декабря 2014 года. Ракета-носитель Дельта IV Хэви вывела его на высокую орбиту Земли. Аппарат сделал два витка вокруг планеты, а затем вернулся и приземлился на парашютах в Тихий океан. Несмотря на отдельные выявленные недостатки, испытания признаны успешными. Следующий полет – уже не спускаемого аппарата, а полнофункционального корабля – состоится в ноябре 2018 года, и эта дата вряд ли изменится. Космический корабль в рамках Исследовательской миссии №1 без астронавтов на борту должен будет облететь Луну и вернуться на Землю. Второй полет «Ориона», который НАСА откладывает на 2023 год, является пилотируемым повтором миссии 2018 года. Третья экспедиция в дальний космос пока ожидается «не ранее 2025 года». Во время этого полета астронавты должны будут посетить булыжник диаметром несколько метров, предварительно доставленный на орбиту Луны автоматическим зондом.

К настоящему моменту на разработку «Ориона» потрачено 10 млрд долларов. Суммарные затраты на проект к 2023 году составят более 17 млрд долларов.

По словам помощников директора НАСА Роберта Лайтфута и его коллеги, курирующего пилотируемые полеты Уильяма Герстенмайера, перенос даты пилотируемого запуска корабля не связан с нехваткой финансирования или выявленными техническими проблемами. В будущем, однако, технические сложности могут возникнуть, и именно их закладывают в планы специалисты НАСА. Лайтфут отдельно отметил потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при проверках повторно используемого оборудования спускаемых аппаратов корабля. Герстенмайер упомянул возможное изменение устройства панелей, составляющих корпус командного отсека. Между тем, хотя об этом никто не упоминал, перенос даты пилотируемого полета уже давно ожидался, и он был связан с корректировкой планов разработки сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System). Поскольку НАСА форсировало переход к более мощной 105-тонной конфигурации ракеты, в 2021 году SLS лишь начнет свои летные испытания. Необходимо совершить как минимум один ее пуск, прежде чем ракету можно будет сертифицировать для пилотируемых полетов. В качестве возможной полезной нагрузки для первого пуска назывался исследовательский зонд Europa Clipper, запуск которого ожидается в 2022 году.

После закрытия программы «Созвездие» представители НАСА часто называют корабль «Орион» средством доставки людей на Марс (разумеется, в составе более крупного экспедиционного комплекса). Уильям Герстенмайер намекнул, что корабль будет играть важную роль на начальном и конечном этапах экспедиции. Он также заявил, что корабль пригодится при накоплении опыта работы в дальнем космосе – ожидается, что для этого астронавты НАСА будут совершать полеты в окололунное пространство. Любопытно, что NasaSpaceFlight.com, ссылаясь на последние версии внутренних документов НАСА, пишет, что вряд ли сам «Орион» будет совершать полеты планете в составе экспедиционного комплекса.