Исследовательский космический аппарат «Розетта» продолжает вести наблюдения за кометой 67P/Чурюмова-Герасименко, которая пролетела мимо Солнца 13 августа и сейчас продолжает постепенно удаляться от нашей звезды. Тем временем, ученые публикуют первые статьи по собранным за последние месяцы данным.

Зонд «Розетта» прибыл к комете 67P в августе 2014 года и с тех пор проводил регулярные наблюдения ее поверхности. По мере сближения с Солнцем, активность кометы постепенно возрастала. Космический аппарат уже сфотографировал выбросы газа и быстрые вспышки, сопровождавшиеся испарением водяного льда. В июне 2015 года, за два месяца до прохождения перигелия, ученые начали наблюдать резкие изменения поверхности на одном из экваториальных регионов, который носит название Имхотеп.

Имхотеп – регион с достаточно ровной поверхностью, покрытый мелкозернистым материалом и булыжниками. Он сразу заинтересовал ученых. «Мы внимательно наблюдали за регионом Имхотеп с августа 2014 года, и до конца мая 2015 года не замечали никаких изменений поверхности в масштабах более десятой метра». – говорит Оливьер Груссин, астроном из Лаборатории астрофизики в Марселе, работающий в команде, занимающейся изучением данных спектрометра OSIRIS на борту «Розетты». – “Затем, в одно утро, мы заметили, что что-то случилось: поверхность Имхотепа начала радикально изменяться. Этот процесс продолжался достаточно длительное время».

Первые свидетельства изменений были зафиксированы на снимке узконаправленной камеры OSIRIS 3 июня. Последующая съемка показала, что появившийся на поверхности провал быстро разрастается. Ко 2 июля он начал сливаться с другим провалом и достиг размеров приблизительно 220x140 м, а рядом с ним возникла еще одна неровность. 11 июля все три углубления объединились в один большой провал. В другой части региона Имхотеп начали расти два новых аналогичных объекта.

«Эти поразительные изменения происходили очень быстро, края поверхностных объектов расширялись на десятки сантиметров в час. Такая скорость подчеркивает сложность происходящих в регионе процессов». – отмечает Оливьер.

Несомненно, основным двигателем изменений поверхности является сублимация находящихся под верхним слоем пыли летучих соединений. Это подтверждается мультиспектральной съемкой региона и границ проседающих областей. Скорость развития процессов, однако, оказалась неожиданной для ученых, которые ожидали, что углубления будут расти приблизительно в десять раз медленнее. Поэтому астрономы считают, что в изменении рельефа региона Имхотеп принимали участие сразу несколько процессов.

Простейшее объяснение гласит, что покрывающие поверхность кометы породы могут быть очень слабыми. В результате, кристаллизация аморфного льда (или разрушение клатратов) выделяет достаточно энергии для быстрого разрушения хрупких пород. Кроме того, ускоренной эрозии может способствовать быстрый исход из-под поверхности кометы газов – водяного, углекислого и монооксида углерода. Тем не менее, свидетельства повышенного пылевыделения в регионе Имхотеп на снимках OSIRIS не были найдены. Поэтому маловероятно, что образованию провалов способствовало выделение малых (микронных размеров) пылевых частиц. Однако существует возможность того, что аналогичное количество массы было выброшено более крупными (миллиметрового размера) частицами. Такие частицы отражают меньше света, и их сложнее обнаружить спектрометром OSIRIS. Наконец, поспособствовать быстрому росту провалов могло и падение выброшенного вещества обратно на комету.

Ссылка: blogs.esa.int