Астрономические наблюдения, проведенные при помощи космического телескопа Спитцер, позволили ученым впервые построить примерную карту распределения температуры по поверхности планеты с твердой поверхностью, находящейся за пределами Солнечной системы. Эта карта указывает на наличие гигантской разницы температур на разных сторонах планеты.

Интерес ученых привлекла суперземля 55 Cancri e (55 Рака e) – планета, находящаяся примерно в 40 световых лет от нас около звезды 55 Рака в одноименном созвездии. Планета находится очень близко к звезде и совершает полный оборот вокруг нее всего за 18 часов. «Наши представления об этой планете все еще уточняются», – отмечает Брайс Оливер Дэмори из Кэмбриджского университета, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature 30 марта. – «Последние изыскания свидетельствуют о том, что на этой планете очень горячие ночи и еще более жаркие дни, что означает наличие проблем с теплопереносом».

Из-за сверхнизкой орбиты на 55 Рака e со стороны звезды действуют мощные приливные силы, подобные тем, которые заставляют нашу Луну всегда смотреть на Землю одной стороной. Точно так же, 55 Рака e всегда повернута одной стороной к своему солнцу, а это значит, что на одной половине планеты всегда стоит день, а на второй – ночь (анимация).

Длительность наблюдений планеты при помощи телескопа Спитцер составила 80 часов. Была проведена съемка излучения во время прохождения 55 Рака e всех фаз ее орбиты. По этим данным ученые установили, что температура на дневной стороне 55 Рака e достигает 2700 К, а на ночной - 1400 К. Таким образом, перепад температур составляет 1300 К. Такая большая разница противоречит более ранним предположениям о том, что эта суперземля покрыта слабой атмосферой, по которой ветер легко переносит тепло. В новом исследовании заявляется, что 55 Рака e должна иметь достаточно плотную массивную атмосферу. Более того, вероятно, на ее дневной стороне активны бассейны и потоки из лавы, тогда как на ночной стороне лава в жидком виде отсутствует и, следовательно, не переносит тепло.

Наиболее горячее место на дневной стороне 55 Рака e смещено относительно экватора. Эта особенность может указывать либо на наличие процессов рециркуляции тепла на поверхности планеты – во всяком случае, на ее дневной стороне, – либо на наличие в этом регионе источников раскаленной лавы.

Астрономы уверены, что уточнить наши представления об этой суперземле поможет новый космический телескоп им. Вебба, запуск которого запланирован на 2018 год.

Ссылка: jpl.nasa.gov