В ноябре 2018 года НАСА планирует осуществить «Исследовательскую миссию №1» – EM-1, Exploration Mission 1. Это будет первый полет пилотируемого корабля «Орион», который предназначен для эксплуатации в дальнем космосе. Всего через два года его отправит в космос новая сверхтяжелая ракета SLS Block 1. Ее грузоподъемность составляет 70 т. SLS должна будет доставить непилотируемый корабль – в этом испытательном полете не будет экипажа – на дальнюю ретроградную орбиту Луны, где он пробудет несколько дней. Общая продолжительность EM-1 составит 25 или 26 суток.

По словам Уильяма Герстенмайера, помощника администратора НАСА по пилотируемым программам, цель миссии – провести максимально стрессовое испытание для систем командного отсека и служебного модуля «Ориона».

Точная дата второго полета «Ориона» (EM-2, Exploration Mission 2) пока остается неизвестной. Официально НАСА планирует провести его не раньше 2021 и не позднее 2023 года. Основная проблема при планировании этого полета заключается в том, что ракета SLS Block 1 должна быть использована лишь один раз – в 2018 году. В дальнейшем в эксплуатацию будет введена SLS Block 1B, для которой необходимо разработать новую верхнюю ступень – Exploration Upper Stage, EUS. Она увеличит грузоподъемность носителя до 105 т. SLS Block 1B прослужит НАСА до конца 2020-х годов, после чего будет заменена на 130-тонную SLS Block 2.

Второй полет «Ориона» – он же первый пилотируемый полет – будет возможет только после модернизации ракеты-носителя. Кроме того, Консультативный совет НАСА и другие надзорные органы выступали против идеи отправить астронавтов в космос на ракете с верхней ступенью, которая до этого не начала летные испытания с каким-то автоматическим аппаратом в качестве полезной нагрузки. Само же НАСА выступало против переноса EM-2 на 70-тонную SLS, справедливо отмечая, что сертификация ее верхней ступени для пилотируемых полетов потребует не менее 100 млн долларов. При этом после прохождения дорогостоящей сертификации ракета будет использована лишь единожды.

30 ноября, выступая перед Консультативным советом НАСА, Герстенмайер представил презентацию об актуальных планах НАСА относительно миссии EM-2. Теперь НАСА предлагает уменьшить продолжительность полета до 8 суток. Представленная концепция была озаглавлена как «Минимальная миссия, не требующая множественных включений двигателей для достижения Луны».

Согласно этому плану, EUS (т. е. верхняя ступень SLS) выведет «Орион» на эллиптическую орбиту Земли с апогеем 35 тысяч км. Через сутки космический аппарат отделится от EUS и, используя двигательную установку собственного служебного модуля, увеличит свой апогей, выполнив облет Луны без выхода на ее орбиту, после чего вернется на Землю. При этом как EUS, так и двигательная установка «Ориона» будут задействованы всего по одному разу. Кроме того, предложенная концепция предусматривает возможность расширения миссии до 21-суточной.

Более ранние концепции предусматривали, что EM-2 продлится от 9 до 13 суток. Из них три дня корабль провел бы на орбите Луны, от 3 до 6 дней – на пути туда, и столько же на пути обратно. Главное отличие нового плана заключается в том, что, в случае отказа EUS на любом этапе, пилотируемый корабль будет в состоянии самостоятельно вернуться на Землю. Кроме этого, необходимость снизить продолжительность миссии Герстенмайер связал с тем, что система жизнеобеспечения «Ориона» в ней будет применена впервые. В 2018 году корабль будет запущен без соответствующей системы.

Предложенная концепция в основном получила поддержку членов Консультативного совета. Такая миссия, согласно представленному в презентации графику и уточнению Герстенмайера, может состояться в 2022 году. Перенос ее на 2021 год не исключается, но он потребовал бы увеличения финансирования «исследовательской» программы НАСА, т. е. ракеты SLS, корабля Orion и наземной инфраструктуры для них.

Exploration Mission 3 с выходом на лунную орбиту намечена на 2023 год (или 2022, если EM-2 все-таки будет перенесена), и с 2024 года от 2 до 4 астронавтов будут летать к спутнику Земли ежегодно. Переходным этапом станет EM-6 в 2026 году – полет к астероиду, предварительно доставленному на орбиту Луны автоматическим аппаратом. После нее продолжительность миссий постепенно будет наращиваться, – вероятно, за счет использования дополнительных жилых модулей на орбите Луны (1, 2). В соответствии с более ранними презентациями НАСА, к концу 2020-х годов агентство планирует увеличить до двух месяцев длительность автономных экспедиций в окололунном пространстве.