Простейшие живые организмы распространены на Земле больше, чем какие бы то ни было еще. Они встречаются во всех средах, включая наименее благоприятные для жизни. Поэтому ученых давно интересует вопрос: а могут ли микробы если не зародиться, то хотя бы существовать в суровых условиях других планет и спутников Солнечной системы.

Американские ученые из Университета планетарной науки в Арканзасе исследовали выживаемость микробов в условиях, симулирующих условия на Марсе. Результаты их работы опубликованы в журнале Origins of Life and Evolution of Biospheres.

Ранее в ходе наземных наблюдений и при исследовании с орбиты Марса в атмосфере этой планеты было обнаружено небольшое количество метана. Его происхождение до сих пор остается неизвестным. На Земле большую часть метана производят живые организмы. Определенная часть газа образуется в результате вулканической деятельности.

Земные микроорганизмы, производящие метан, называются метаногенами. Большое количество таких микробов скапливается в болотах, а также в пищеварительной системе скота, термитов, в трупах и разлагающихся останках животных. Метаногены являются анаэробными, т. е. им не нужен кислород. Для получения энергии они используют водород, а углерод для синтеза органических молекул извлекают из углекислого газа.

Согласно имеющимся у нас данным, и водород, и углекислый газ существуют в приповерхностном слое грунта на Марсе. На расстоянии от 1-2 м от поверхности планеты среда становится защищенной от космической радиации. Остаются два нерешенных вопроса: смогут ли микробы выжить при давлении, которое на Марсе в 100-1000 раз ниже давления у поверхности Земли, и не будет ли препятствием низкая температура (от -100 до +20 градусов Цельсия).

В течение года авторы исследования провели серию экспериментов, в ходе которых наблюдали за жизнью и размножением метаногенов в помещенных в специальные камеры пробирках. Они отобрали четыре вида хорошо изученных за последние 20 лет организмов: Methanothermobacter wolfeii, Methanosarcina barkeri, Methanobacterium formicicum и Methanococcus maripaludis.

В камерах микробы подкармливались водородом и жидкостью при помощи ватных палочек, а также были покрыты грунтом, схожим по составу с марсианским. Давление внутри камер удерживалось на уровне около 0,6% от земного. Ученые столкнулись с проблемами при поддержании бескислородной среды при таком низком давлении, а быстро испаряющаяся вода забивала фильтры, потому продолжительность экспериментов составила всего от 3 до 21 суток.

Тем не менее, в ходе всех исследований все метаногены продемонстрировали отличную выживаемость. Поэтому ученые сделали вывод, что низкое давление не является критическим фактором для существования микробов на Марсе.

На следующем этапе эксперимента ученые планируют таким же способом симулировать температурные условия Марса. Разумеется, подобные исследования не доказывают существование жизни на Марсе или других телах Солнечной системы, но они еще раз напоминают нам, что этот вопрос остается открытым.