В последние несколько лет в Китае появилась целая плеяда небольших частных космических компаний. Сейчас они уже демонстрируют существенные успехи, хотя пока до космического запуска не дошел ни один стартап. Я, конечно, ни в коем случае не причисляю себя к экспертам по китайской космонавтике, но хочу высказать свое мнение и объяснить, почему у нас на сайте новостей о китайской частной космонавтике практически нет.

Расцвет космических стартапов в Китае начался после 2014 года, когда Госсовет впервые объявил, что готов приветствовать частные инвестиции в отрасль. Сейчас на слуху несколько компаний, которые занимаются разработкой своих средств выведения.

LandSpace разрабатывает ракету-носитель сверхлегкого класса «Чжуцюэ-1» (Zhuque 1, 300 кг на 300-километровую орбиту) с твердотопливными двигателями и, в перспективе, ракету среднего класса «Чжуцюэ-2» (4 т на 200-километровую орбиту). Компания планирует использовать кислородно-метановые двигатели на своей второй ракете, и их прототипы уже успешно испытываются на стенде. На разработку «Чжуцюэ-1» LandSpace планирует потратить $14 млн. В ходе испытательного пуска в конце октября ракета не смогла выйти на орбиту. Официальная причина – утечка топлива, вызванная неполадками в системе управления ориентацией третьей ступени.

Компания OneSpace в этом году успешно испытала суборбитальную ракету OS-X, поднявшуюся на высоту 40 км. Суммарные инвестиции в компанию в августе этого года достигли $116 млн. Орбитальный носитель OS-M1 должен будет выводить 205 кг на 300-километровюу орбиту. На нем и последующих носителях OneSpace планирует использовать твердотопливные двигатели.

В апреле этого года суборбитальная ракета Hyperbola-1 компании i-Space достигла высоты 108 км. В 2021 году предполагается начать эксплуатацию орбитальный ракеты Hyperbola-1 грузоподъемностью 300 кг.

Еще одна компания, Linkspace, занимается разработкой частично многоразовых ракет с возвращаемой первой ступенью. Ракета Lew Line 1 должна будет выводить до 200 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 245-550 км.

Руководители китайских космических стратапов не скрывают, что вдохновляются примером SpaceX и Илона Маска. Давайте, однако, посмотрим, какие факторы позволили добиться успеха SpaceX. Это доступность инвестиционного капитала. Твердый государственный контракт, обеспечивший финальную стабильность. Выход на крупный рынок запусков на геопереходную орбиту. Доступность высококвалифицированной рабочей силы.

Американское правительство готово поддерживать и поддерживает новые космические компании, как законодательно, так и при помощи хорошо оплачиваемых контрактов. Да, ракета Falcon 9 является многоразовой, но она стала такой уже после того, как SpaceX достигла успеха и вытеснила с рынка «Протон-М», а также серьезно потеснила Ariane 5. Реально же низкая цена на Falcon 9 была достигнута за счет высокой серийности производства. Как мы знаем, дешевый российский «Союз» также производится почти серийно, а себестоимость «Протона» резко подскочила после сокращения объемов производства.

Чем отличается ситуация в Китае? Как показывает практика, в Китае очень большой инвестиционный капитал – даже слишком большой. Откровенные мошенники без проблем могут собрать миллиарды долларов. Космические стартапы уже смогли собрать десятки миллионов, так что с этой стороны им ничего не грозит. Зато – и это важно – следует помнить, что наличие больших инвестиций в Китае не обязательно означает, что за ними что-то стоит.

Государство в Китае готово в определенной степени поддерживать новые фирмы. Например, потерпевшая аварию ракета-носитель «Чжуцюэ-1» должна была вывести на орбиту микроспутник государственной вещательной корпорации CCTV. Однако готово ли правительство стать якорным заказчиком? Для НАСА и Пентагона нет принципиальной разницы между «старыми» ракетами компании ULA и новыми от SpaceX. В Китае же выбирать придется между государственными ракетами, созданными на свои деньги на своих предприятиях, и чужими. В этом смысле Китай похож на Россию: Роскосмос, в принципе, не против частных инвестиций. Но ему-то свои организации кормить надо. Пока что интерес китайского государства к этому направлению вылился в немного странную форму – создание госстартапа ExPace.

В обозримой перспективе рынок запусков на ГПО и ГСО для китайских стартапов закрыт. Государство, заказывающее запуски на высокие орбиты, не откажется от содержания своих предприятий с линейкой ракет «Великий поход», а запуск спутников с американскими комплектующими на китайских ракетах невозможен из-за ограничений ITAR. Что касается рынка запуска микроспутников, то, как говорят многие эксперты, он уже перенасыщен, не успев толком зародиться. Компания RocketLab безболезненно откладывает второй пуск ракеты Electron на полгода, а на подходе уже Virgin Galactic и куча других американских фирм. Для заказчиков, которых интересует цена запуска, в приоритете останется выведение в качестве попутной нагрузке. Остаются запуски на конкретные целевые орбиты, но их откровенно мало для такого количества операторов.

Благодаря достигнутым техническим успехам китайские космические стартапы выглядят серьезно и перспективно, но эти успехи объясняются доступностью капитала и инженеров. Реальной бизнес-модели за этими компаниями не прослеживается, да и к выбранным технологическим решениям есть вопросы. Например, применение многоразовости на сверхлегком носителе – очень странная идея, учитывая, какое важное значением для малых ракет имеет массовое совершенство. Пока что китайская частная космонавтика, с моей точки зрения, выглядит как классический образец карго-культа. Эти фирмы подражают американскому «новому космосу» без четкого понимания, для чего они это делают и как будут зарабатывать на своей деятельности. Благодаря доступности инвестиций, они с легкостью могут дойти до орбитальных запусков. Но это совсем не обязательно значит, что у них есть будущее.