Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин дал интервью РБК. В интервью не очень много новой информации:

  • выводы комиссии, расследующей появление дырки в корабле «Союз МС-09», появятся через несколько недель, но широкая публика о них не узнает;
  • в отрасли работает 190 тысяч человек;
  • запуск МЛМ-У «Наука» к МКС перенесен на 2020 год;
  • Роскосмос рассматривает возможность использования кораблей «Союз» для туристических полетов по орбите Земли без стыковки с МКС;
  • непрофильные активы предприятий будут передаваться городским властям;
  • Роскосмос продолжит борьбу за участие в проекте OneWeb (против выступает ФСБ);
  • согласно пересмотренному графику, ПТК НП «Федерация» будет создан к 2023 году.

Рогозин в этом интервью сделал множество сомнительных заявлений, которые, впрочем, достаточно бесполезны, поэтому их разбор, приведенный ниже, можно не читать.

1. «Я проработал в правительстве шесть с половиной лет. В 2011 году состояние оборонно-промышленного комплекса страны напоминало положение «Роскосмоса» сейчас (...) Мы в считаные годы перевооружили нашу армию и флот. (...) Я счастлив, что имел непосредственное отношение к этим глобальным переменам».

Любопытно, что положительные изменения произошли только в военно-промышленном комплексе, но не в Роскосмосе, к которому Рогозин также имел непосредственное отношение. Может, дело не в его руководстве, а в кратном увеличении гособоронзаказа?

2. «В конце мая я переехал [в офис «Роскосмоса»] на Бережковскую набережную».

Незначительный, но любопытный факт: офис Рогозина на Бережковской набережной (там ранее располагалась ОРКК) появился задолго до назначения в Роскосмос. Офис Роскосмоса расположен на проспекте Мира. После того, как Рогозин стал директором госкорпорации, чиновникам из Роскосмоса пришлось перебираться к нему на Бережковскую набережную.

3. О первом пуске с Восточного: «Руководство «Роскосмоса» должно было поставить штатную серийную ракету на пуск, но оказалось, что в этой ракете блок коммутации был неисправным. До сих пор удивляюсь, как можно было на ровном месте так споткнуться некоторым товарищам, превратив праздник в очередную драму».

Пуск первого «Союза» с космодрома Восточный прошел хорошо, он сдвинулся всего на одни сутки по сравнению с первоначально утвержденной датой. Для сравнения можно посмотреть, сколько переносов бывало у SpaceX при введении в строй новой стартовой площадки. В очередную драму у нас это событие превратили не предприятия отрасли, поставившие проблемный блок коммуникации, а попытки руководство отрасли и ее куратора в правительстве политизировать чисто техническое событие. Президента США на важные космические пуски не привозят, потому что переносы в таком деле – это норма, а не драма, и устраивать драму в виде летающего туда-сюда президентского самолета руководству НАСА не приходит в голову.

4. Об объединении предприятий Роскосмоса и военно-промышленного комплекса: «И КТРВ, и «Алмаз-Антей» имеют большую экспортную выручку. Она могла бы пойти на оперативное решение проблем других предприятий Роскосмоса. (…) Только соединив все наши «промышленные полки и дивизии» в единую «индустриальную армию», мы сможем вернуть себе в мире лидерство».

Рогозин забывает, что зарубежными партнерами российского ВПК и российской космонавтики являются абсолютно разные страны. Если для ВПК санкции просто болезненны, то для Роскосмоса после объединения они станут смертельны. Закончится его сотрудничество с NASA, ESA и JAXA. Останется китайская космонавтика, которая готова видеть Роскосмос только в качестве младшего партнера.

5. Одна из причин плохой репутации Роскосмоса – «это непрофессионализм отдельных журналистов, которые ради ярких заголовков готовы распространять чушь и пользоваться при этом мнением неизвестных в отрасли «экспертов». Мы сейчас выстроили конструктивные отношения с Академией Циолковского […]».

Речь, конечно же, идет о том, что недавно Академия космонавтики им. Циолковского запретила своим членам публично критиковать Роскосмос. По всей видимости, конструктивные отношения должны подразумевать отсутствие любой критики.

Также напомню, что в ситуации с дыркой в корабле «Союз» основная вина лежит вовсе не на журналистах. Она заключается в неосторожных заявлениях самого главы Роскосмоса. А выступая на «Первом канале», Рогозин заявил, что, если назовет виновного в появлении дырки, обидит этим иностранных партнеров, т. е. явно намекал, что за появление дырки отвечают американцы.

6. «На целый год были остановлены пуски «Протона». Мы сами себя выбили с рынка пусковых услуг. Наши западопоклонники могут сколь угодно «облизывать» Маска, но он здесь ни при чем. Мы сами были виноваты».

Господин Рогозин забыл две вещи. Во-первых, SpaceX потеснила не только ILS, но и французскую Arianespace, у которой не было проблем с двигателями. Во-вторых, поток новых заказов у ILS истощился еще до отзыва двигателей в 2016 году.

«Основу инженерного состава SpaсeX составляют люди, которые перешли из НАСА».

Это тоже давно не соответствует действительности, и переход сотрудников из агентства вовсе не означает, что компания является его проектом, как г-н Рогозин это утверждает. S7 Space может это подтвердить.

7. «В этом году московский завод [им. Хруничева] произвел все так называемые долговые ракеты, деньги за которые предприятие получало в прошлые годы, но руководство центра умудрилось эти деньги потратить непонятно на что».

Деньги были потрачены на выплату зарплат. Об этом неоднократно сообщалось, в т. ч. и в СМИ.

8. Отвечая на вопрос о снижении экспорта по сравнению с прогнозом: «Думаю, слабо были учтены негативные факторы, связанные с санкциями».

Санкций, запрещающих запуски на российских ракетах, сейчас нет, а это основная статья российского космического экспорта. Значительного снижения экспорта космических аппаратов не наблюдается. Он как был, так и остался совершенно незначительным.

Ссылка: rbc.ru

Обсудить