22 июля 2019 года в космос была запущена индийская исследовательская станция «Чандраян-2» (Chandrayaan 2). 20 августа того же года она вышла на орбиту Луны. 2 сентября посадочный аппарат «Викрам» отделился от орбитального блока и предпринял попытку мягко приземлиться на поверхность Луны. Он разбился при посадке. Однако спутник «Чандраян-2» продолжил работать, и в течение последнего года он собирал научную информацию о Луне.

Набор инструментов спутника «Чандраян-2» включает камеру высокого разрешения OHRC, стереокамеру для топографического картирования Луны TMC-2, рентгеновские спектрометры CLASS и XSM для поиска определенных химических элементов (магния, алюминия, кремния, кальция, титана, железа) на поверхности Луны. Также на спутнике установлен нейтронный масс-спектрометр ChASE-2, инфракрасный спектрометр IIRS и радар SAR, работающий в диапазоне 1-4 ГГц и некоторые другие инструменты.

Космический аппарат находится на полярной орбите Луны высотой около 100 км. В течение года он выполнил 17 орбитальных маневров и более 200 витков вокруг Луны.

Камерой TMC-2 за это время было отснято около 4 млн кв. км лунной поверхности. На снимках удалось выделить ступенчатые откосы, который обычно сложно заметить из-за их небольших размеров. В частности, в Море Изобилия был найден уступ длиной 1416 м с перепадом высот до 24 м.

Спектрометр CLASS предназначен для определения химического состава грунта. Он фиксирует взаимодействие рентгеновских лучей, которые возникают в результате солнечных вспышек, с реголитом на поверхности Луны. Благодаря солнечной вспышке, которая произошла 29 мая, CLASS смог зафиксировать алюминий и кальций в районе южного полюса Луны, а также обнаружил свидетельства присутствия там железа и магния.

Радар DFSAR провел съемку полюсов Луны в длинах волн L- и S- диапазона с различной поляризацией. Интересные результаты удалось получить в древнем кратере Пири в районе северного полюса Луны. Ученые обнаружили, что некоторые вторичные кратеры внутри Пири показывают аномальное отношение значений круговой поляризации (CPR) и аномальное объемное рассеяние внутри кратеров. Эти районы являются идеальными кандидатами для поисков водяного льда. Схожие радарные данные для кратеров с одинаковым CPR внутри и снаружи ученые интерпретируют как свидетельство присутствия большого количества обломочных пород внутри кратера, а не льда или других летучих соединений.

Минералогический состав поверхности Луны изучал ближне-инфракрасный спектрометр IIRS, работающий в диапазоне 0,8-5 мкм. Он продолжает и дополняет исследования, начатые первым индийским лунным спутником «Чандраян-1».

Ссылка: isro.gov.in