Американские инженеры продолжают работать над возвращением к работе космического телескопа им. Хаббла, который прекратил научные наблюдения из-за выхода из строя модуля памяти в компьютере, который управляет полезной нагрузкой телескопа.

Проблема с компьютером возникла 13 июня. НАСА сообщило о ней через три дня и обещало быстро перевести систему управления на резервный модуль памяти, однако уже 18 июня агентство сообщило, что сделать это не удалось. Также специалисты не смогли перезапустить компьютер с оригинальным блоком памяти.

Длительный перерыв в работе Хаббла вызвал беспокойство в научном сообществе. Многие ученые начали опасаться того, что телескоп никогда не вернется к научным наблюдениям.

30 июня НАСА сообщило, что сейчас работает с командным блоком и форматировщиком научных данных (Command Unit/Science Data Formatter). Эти модули отвечает за передачу команд и данных, а также регулирование энергии. У них есть дублеры, но переключение является сложной задачей, поскольку блоки подключены к компьютеру полезной нагрузки.

На прошлой и текущей неделе НАСА занималось обновлением всех процедур и команд, чтобы переключиться на резервное оборудование. По словам главы астрофизического отдела НАСА Пола Герца, приоритетом для специалистов в этой работе является безопасность телескопа и минимизация рисков. Перед попыткой переключения модулей на самом Хаббле аналогичная процедура будет проверена на наземном цифровом стенде. Поэтому до восстановления работоспособности телескопа могут пройти еще «недели».

Сейчас компьютер, управляющий полезной нагрузкой, отключен, но сам космический аппарат функционирует нормально. Он продолжает запрограммированные наблюдения, чтобы поддерживать температурный и энергетический режим, однако не собирает научные данные.