В августе 2019 года новозеландско-американская компания Rocket Lab объявила о планах возвращать первые ступени сверхлегких ракет «Электрон» (Electron) для повторного использования. Заявляется, что цель этого проекта – не снизить стоимость выведения, а увеличить частоту пусков без расширения производства. С тех пор инженеры Rocket Lab достигли определенных успехов.

В апреле 2020 года Rocket Lab провела испытательный подхват вертолетом макета первой ступени ракеты. В ноябре того же года ступень «Электрона» относительно мягко приводнилась на парашюте со скоростью 10 м/с. А 3 мая 2022 года после очередного коммерческого пуска была предпринята попытка поймать спускающуюся на парашюте ступень при помощи вертолета. Спущенный с вертолета крюк успешно зацепил ступень, однако сразу после этого пилот был вынужден отпустить ее из-за того, что нагрузка от ступени превышала расчетную для вертолета.

1 ноября Rocket Lab сообщила, что предпримет вторую попытку захвата первой ступени «Электрона» 4 ноября во время запуска шведского научного спутника. Согласно графику, старт из Новой Зеландии состоится сегодня в 20:15 мск.

За летние месяцы Rocket Lab проводила дополнительные тренировки с захватом падающей ступени вертолетом. При этом, инженеры не вносили изменения в конструкцию ступени и системы, связанные с ее возвратом.

21 сентября на презентации для инвесторов основатель Rocket Lab Питер Бек заявил, что работа по спасению первой ступени «Электрона» в части, связанной с торможением в атмосфере, пригодится инженерам при создании ракеты среднего класса «Нейтрон» (Neutron), которая, по задумке Rocket Lab, станет многоразовой. Для возврата «Нейтрона» будет использоваться реактивная схема посадки, наподобие той, которая применяется на Falcon 9 компании SpaceX. Для «Электрона» подобный подход не работает из-за его малых размеров.

В предстоящем сегодня запуске на орбиту будет выведен только один спутник под названием MATS (Mesospheric Airglow/Aerosol Tomography and Spectroscopy, аппарат для спектроскопии и рентгеновского изучения мезосферного свечения). Аппарат был разработан Шведским национальным космическим агентством. С его помощью ученые хотят лучше понять влияние процессов в верхних слоях атмосферы на погоду и климат. Масса аппарата составляет около 50 кг. Он будет работать на солнечно-синхронной орбите высотой 585 км.