Из Общей теории относительности известно, что гравитационное поле массивных объектов искажает пространство вокруг себя. Световые волны, проходя через искривленное пространство, изгибаются – точно так же, как при прохождении через обычную линзу. Этот эффект и называется гравитационным линзированием. Американским ученым удалось обнаружить рекордно удаленный объект с такими свойствами на расстоянии 9,6 млрд световых лет от нас. Это большая удача: предыдущий рекордсмен находился почти в 50 раз ближе.

Астрономы объясняют сложность поиска линз на большом расстоянии простым примером: представьте, что вы держите обычное увеличительное стекло прямо перед глазами. В него попадает большая часть комнаты. Но если вы начнете перемещать лупу от себя, шансы увидеть в ней какой-то четкий объект будут быстро сокращаться.

Ученые, обнаружившие рекордный объект, занимались изучением галактического скопления IRC 0218. Согласно спектрографическим данным, полученным при помощи гавайской обсерватории Кек, в древней эллиптической галактике в IRC 0218 присутствовали следы раскаленного водорода, который является продуктом активного звездообразования. Однако предыдущие исследования показывали, что процесс образования новых звезд в этой галактике давно прекратился. После дополнительных исследований, выполненных при помощи космического телескопа Хаббл, удалось выяснить, что источник горячего водорода находится не в древней галактике, а в находящейся за ней молодой и активной галактике. Расстояние до нее составляет 10,7 млрд световых лет.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astrophysical Letters Journal 10 июля.

Ссылка: www.space.com