Новое исследование предполагает, что масса темной материи в нашей галактике может быть в два раза меньше, чем считалось ранее. Исследование может объяснить недостаток галактик-спутников Млечного пути, который оставался загадкой для ученых последние 15 лет.

Темная материя – гипотетическое вещество, не взаимодействующее с электромагнитными волнами и потому невидимое для наблюдателей. Несколько десятилетий назад астрономы обнаружили, что массы видимого вещества в нашей галактике недостаточно для того, чтобы гравитационные силы удерживали звезды вместе. Тогда и появилось предположение о том, что некая невидимая материя увеличивает гравитационное поле Млечного пути и других галактик. Сейчас считается, что звезды, планеты, астероиды и пыль составляют только 4% массы Вселенной. Еще 25% приходится на темную материю, остальное – на темную энергию.

Для оценки массы темной материи ученые из Университета Западной Австралии использовали технику, которую разработал британский астроном Джеймс Джинс (James Jeans) в 1915 году. Они изучали скорость звезд, движущихся в окраинных областях нашей галактики на расстоянии более 5х1015 км от Солнечной системы. В новом исследовании ученым удалось провести эти измерения с рекордной точностью. Согласно результатам подсчетов, масса темной материи в Млечном пути должна составлять около 8x1011 масс Солнца. Ранее считалось, что в нашей галактике содержится темной материи в 2-2,5 раза больше.

Измерения австралийских ученых помогают объяснить загадку, которая давно не давала покоя ученым. Согласно наиболее распространенной теории формирования и эволюции галактик, которая известна как теория Лямбда холодной темной материи (λ-CDM), около Млечного пути должно быть достаточно много спутниковых галактик, видимых невооруженным глазом. Мы же знаем только три таких: Большое и Малое Магеллановы облака, а также карликовая галактика Стрельца. Несоответствие разрешается, если предположить, что масса темной материи в два раза ниже, чем считалось ранее: около Млечного пути находится примерно столько галактик, сколько и предсказывает теория, хотя, по словам астрофизика Джеранта Льюиса (Geraint Lewis) из Университета Сиднея, некоторые проблемы еще остаются.

Кроме этого, австралийским ученым удалось экспериментально подтвердить четвертую космическую скорость (т. е. скорость, которую необходимо набрать телу, чтобы преодолеть силу гравитационного поля галактики) в районе Солнца. Она составляет 550 км в секунду. Для сравнения, чтобы покинуть Землю, достаточно двигаться со скоростью 11,2 км в секунду.