Через два дня 2014 год подойдет к концу, а значит, сейчас самое время подвести итог космическим событиям последних 12 месяцев. В приведенном списке они расположены не по значимости, а в хронологическом порядке.

В январе 2014 к МКС начали летать грузовые корабли Orbital Cygnus – уже второе после Dragon компании SpaceX семейство американских грузовых кораблей. К сожалению, после аварии ракеты Antares в октябре, полеты Cygnus приостановлены как минимум на год.

В начале весны НАСА объявило о начале работы над миссией к спутнику Юпитера Европе. Предполагалось, что она обойдется в 1 млрд долларов не считая затрат на запуск. Позднее миссия стала более амбициозной и дорогой. Ее планируется отправить в космос на сверхтяжелой ракете SLS (Space Launch System), и уже в следующем году на работу будет выделено не менее 100 млн долларов.

Также весной появились слухи, позже подтвердившиеся, что первый пуск сверхтяжелой американской ракеты SLS перенесен с декабря 2017 на сентябрь 2018 года. Задержка связана не с самой ракетой, а со сложностями в разработке служебного отсека корабля Orion, который планируется вывести на орбиту в ходе этого пуска.

В конце апреля компания SpaceX начала эксперименты по возвращению первых ступеней ракет Falcon 9 на землю. Если насчет успеха первой попытки сомнения были, то видеозапись второй попытки в июле продемонстрировала возможность торможения и остановки ступени перед поверхностью океана. К сожалению, после попадания в воду в обоих случаях аппарат разрушался. Попытка посадить ступень на баржу состоится совсем скоро, в самом начале 2015 года.

В мае впервые было поставлено под вопрос участие России в программе МКС после 2020 года. В проекте Федеральной космической программы было написано, что Роскосмос продолжит эксплуатацию российского сегмента до 2024 года, однако он был отправлен на доработку, а последние заявления чиновников свидетельствуют о том, что Россия готова отвергнуть предложение НАСА о продлении работы МКС и уйти с нее на собственную маленькую низкоорбитальную станцию. На встрече глав космических агентств-участников программы МКС в Париже осенью 2014 года руководитель Роскосмоса Олег Остапенко пообещал администратору НАСА Чарльзу Болдену дать окончательный ответ о решении относительно МКС до конца 2014 года, однако сдержал ли он сове слово, остается неизвестным. Никаких официальных и неофициальных сообщений об этом не появилось, а утверждение планов Роскосмоса перенесено на 2015 год.

Кроме того, в мае космонавт Олег Артемьев сделал (по моей версии) космическую фотографию года – снимок грузового корабля SpaceX Dragon на фоне восхода Солнца.

В первой половине лета в космос впервые отправились спутники, созданные частными российскими компаниями – «Спутникс» и «Даурия Аэроспейс». 9 июля ознаменовалось началом летных испытаний ракет семейства «Ангара». В декабре успех удалось развить, осуществив пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5». Это масштабное событие российская космическая отрасль ожидала более десяти лет.

Август отметился в календаре запуском последнего европейского корабля снабжения МКС ATV-5. Он покинет космическую станцию в январе 2015 года, после чего программа ATV будет закрыта. В конце лета неудачей закончился пуск из космического центра Куру ракеты «Союз-СТ» со навигационными спутниками европейской системы «Галилео». Из-за сбоя в работе разгонного блока «Фрегат» космические аппараты попали на нерасчетную орбиту, их использование стало невозможно.

НАСА продлило договор о поддержке разработки пилотируемых кораблей CCDev (Commercial Crew Development) с компаниями Sierra Nevada (SNC) и SpaceX на семь месяцев, до конца марта 2015 года. Это связано с тем, что данные компании не успели выполнить свои «дорожные карты» в назначенный срок. Вскоре после этого стало ясно, что следующий контракт по снабжению МКС стоимостью 6,8 млрд долларов SNC не получит. Он достался SpaceX и Boeing – компании, которая завершила реализацию программы CCDev вовремя.

Конец сентября и октябрь стали временем Марса. К соседней планете прибыли американский зонд MAVEN и индийский Mangalyaan. Позже им удалось пронаблюдать за редким событием – прохождением кометы C/2013 A1 в непосредственной близости от Марса. Еще одно событие октября – отказ НАСА испытательного аппарата Sunjammer с рекордно большим солнечным парусом. Но самыми громки и событиями месяца стали авария ракеты-носителя Antares компании Orbital и катастрофа суборбитального самолета SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. В результате, старты Antares должны возобновиться только в 2016 году, а когда сможет продолжить испытания компания Ричарда Брэнсона, не известно до сих пор. Ранее планировалось, что туристические полеты SpaceShipTwo начнутся уже в первой половине 2015 года.

Весь ноябрь ученые и любители космонавтики обсуждали одно событие – высадку зонда Philae европейской миссии Rosetta на ядро кометы 67P Чурюмова-Герасименко. Зонд приземлился в неудачном месте и из-за дефицита солнечного освещения проработал всего несколько дней. К счастью, специалисты надеются, что он сможет подзарядить батареи и вернуться к жизни.

В декабре состоялись сразу три крупных события. В начале месяца НАСА отправило в первый испытательный полет капсулу нового пилотируемого корабля «Орион», предназначенного для доставки астронавтов в дальний космос. Запуск полноценного корабля планируется через четыре года, а первый пилотируемый полет – на 2020 или 2021 год. Немного ранее, 3 декабря, Япония запустила космический аппарат Hayabusa 2 к астероиду 1999 JU3. Он должен будет взять пробу грунта и вернуть ее на Землю в 2020 году. Наконец, в конце месяца, как уже было упомянуто выше, с космодрома Плесецк была запущена тяжелая ракета «Ангара-А5» – первая ракета тяжелого класса, разработанная в России после распада СССР.