На прошлой неделе американский космический аппарат «Новые горизонты» (New Horizons), пролетевший мимо Плутона 14 июля 2015 г., провел первое корректирующее включение двигательной установки. Очередное включение ожидается на этой неделе, еще два – до конца ноября. Коррекция курса проводится для того, чтобы направить космический аппарат к объекту пояса Койпера, известному как 2014 MU69. В случае успеха аппарат «Новые горизонты» пролетит мимо него в январе 2019 г. Он станет первым космическим аппаратом, который посетит небесное тело, открытое после его отлета с Земли. Кроме того, 2014 MU69 станет самым далеким от Земли космическим телом, вблизи которого пролетит исследовательская станция. Сейчас это звание удерживает карликовая планету Плутон, которую те же «Новые горизонты» посетили этим летом.

Поиски цели в поясе Койпера, которую запущенный в 2006 году космический аппарат мог бы посетить после Плутона, продолжались без существенных успехов до 2014 года. В конце концов, у ученых возникли серьезные опасения насчет будущего этой амбициозной миссии: чем позже проводить коррекцию курса аппарата, тем меньше потенциальных целей он может достичь из-за дефицита топлива. В то же время, прежде чем направить аппарат к какому-то объекту, необходимо достаточно точно определить его орбитальные характеристики. Объекты в поясе Койпера слишком малы и находятся слишком далеко для большинства земных телескопов. Летом 2014 года для поисков подходящего объекта был задействован космический телескоп Хаббл. Благодаря ему поиски увенчались успехом. 27 июня 2014 года на снимках, сделанных за три дня до этого, был обнаружен объект PT1 (Potencial Target 1, Потенциальная цель №1), названный позднее 2014 MU69. Повторно его наблюдали 4 мая и 4 июля 2015 года. Собранные данные позволили уточнить орбитальные параметры этого тела.

Сейчас «Новым горизонтам» остается более трех лет полета до 2014 MU69. За это время астрономы надеются лучше изучить свойства этого тела, о котором пока мало что известно. Это, однако, очень непростая задача. Видимая звездная величина 2014 MU69 составляет всего 26,8 ед. Для его изучения можно применить обсерватории Джемини и Субару, но команда «Новых горизонтов» будет опираться только на данные телескопа Хаббл.

Специалисты, работающие в команде «Новых горизонтов», говорят, что сам космический аппарат сможет рассмотреть объект, к которому летит, примерно за 80 суток до максимального сближения, т. е. в октябре 2018 года. В первую очередь зонд проведет обзорную съемку неба по сетке с перекрытием. Как и в случае с Плутоном, навигационная команда будет лучше представлять положение пролетаемого объекта на плоскости, перпендикулярной траектории движения, чем реальное положение в трехмерном пространстве. По полученной карте можно будет уточнить положение 2014 MU69, чтобы скорректировать курс «Новых горизонтов».

Если верить базе данных Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА, сейчас орбитальные параметры 2014 MU69 известны с огромной погрешностью. При доверительной вероятности 1 сигма погрешность в определении перигелия составляет 42 +/- 16 астрономических единиц. В действительности, как поясняет астроном Саймон Портер, орбита 2014 MU69 определена намного точнее. Согласно принятому стандарту записи астрометрических данных космических аппаратов, на запись орбитальной информации выделяется 80 символов (такова вместимость перфокарты IBM). В 80 символов можно записать прямое восхождение и склонение с точностью до 15 и 10 угловых миллисекунд. Этого достаточно для точной записи положений тел вблизи Солнца, но для удаленных объектов округление величин создает большую погрешность. Таким образом, в действительности положение 2014 MU69 определено достаточно точно, а погрешность возникла из-за формы записи орбитальных параметров на сайте JPL.

Тем не менее, наши текущие знания о теле, к которому направляется космический аппарат «Новые горизонты», можно назвать весьма скудными. Звездная величина 26,8 свидетельствует о том, что диаметр объекта, в зависимости от того, является его поверхность светлой или темной, может составлять 30-45 км. Орбита 2014 MU69 является практически круговой, ее эксцентриситет оценивается всего в 0,04. Она имеет наклонение 2,5 градуса, т. е. близка к плоскости эклиптики. Такая орбита характерна для классических холодных объектов пояса Койпера. Полный оборот вокруг Солнца 2014 MU69 совершает за 300 земных лет. В момент пролета космического аппарата расстояние от него до Солнца будет составлять 43,4 а. е.

Кроме того, известно, что дистанция максимального сближения будет существенно меньше, чем при пролете мимо Плутона, когда она составила 12,5 тысяч км. Навигационная команда постарается провести зонд настолько близко от объекта, насколько это возможно.

Пока что неизвестными для ученых остаются физические параметры 2014 MU69: цвет и состав поверхности, размеры, масса, плотность. Нельзя сказать, есть ли у него спутники.

В 2019 году, после пролета мимо 2014 MU69, у «Новых горизонтов» не останется достаточно топлива, чтобы посетить другой объект в поясе Койпера. Он просто продолжит свой полет за пределы Солнечной системы. Если миссия не будет заморожена, вероятно, камеры зонда смогут издали сделать снимки от 10 до 20 других объектов в поясе Койпера.

Ссылка: www.planetary.org