Спутник Луны считают естественной целью космонавтики на ближайшие десятилетия. Об этом заявляли представители российского космического агентства, а Китай уже активно начинает подготовку к экспедиции на Луну. Давайте в это воскресенье обсудим типичные ошибки, которые совершают эксперты при составлении долгосрочной стратегии полетов на Луну.

1. Низкоорбитальная станция не нужна. Экспедиция на Луну – весьма затратное мероприятие, а ресурсы космической отрасли очень ограничены. Если распылять средства на несколько проектов, существует большая вероятность в конечном итоге остаться без Луны. Часто низкоорбитальную станцию называют промежуточным звеном на пути в дальний космос, но это не более чем красивое название. Практического смысла такая станция не имеет, и при полетах к Луне она никак задействована не будет.

2. Нельзя начинать освоение Луны с создания окололунной орбитальной станции (ЛОС). Считается, что перевалочный пункт на орбите земного спутника поможет удешевить грузопоток и сократить расходы на снабжение базы на поверхности Луны. Но в долгосрочной программе освоения Луны, подготовленной в России, начать строительство окололунной станции предполагается в 2028 году, а базы на поверхности – в 2040 годах. Таким образом, более 10 лет предполагается расходовать миллиарды долларов на строительство и содержание бесполезной станции: даже технологии поддержания жизни на орбите Луны неприменимы при проектировании базы.

ЛОС – действительно не бесполезная затея. Но целью ее строительства должно быть сокращение издержек на содержание крупной лунной базы. И только.

3. Ракета грузоподъемностью более 100 тонн не нужна. Как известно, НАСА занимается разработкой сверхтяжелой ракеты SLS, которая в перспективе сможет выводить на орбиту Земли до 130 тонн. Аналогичную ракету собирается создать к 2030 году и Китай. Роскосмос заявил о планах создания ракеты-носителя грузоподъемностью до 90-100 тонн к концу 2020-х («первый этап»), но к 2040 году ее грузоподъемность должна вырасти до 150-160 тонн («второй этап»). Тонкость заключается в том, что американцам 130-тонная ракета нужна для подготовки полета на Марс, а китайцы просто копируют идеи НАСА, как раньше копировали идеи советской космической отрасли.

Роскосмос заявляет, что 150-тонная ракета сможет отправить экспедицию на поверхность Луны в один пуск, тогда как одна 90-тонная ракета позволит совершать полеты только на орбиту Луны, а для высадки на поверхность потребуются два пуска. Это верно, но давайте рассмотрим два случая. Если цель полета на Луну – «флаговтык», т. е. демонстрация достижений национальной космической отрасли, то вряд ли имеет смысл тратить десятки миллиардов долларов на ракету, слетать которой предстоит 1-2 раза. Если же цель стратегии – постройка базы, обитаемой или посещаемой, на поверхности Луны, то необходимость запускать экспедиции к ней одним пуском ракеты также отсутствует. Все проекты лунных баз предполагают переход в долгосрочной перспективе к использованию местных ресурсов, в том числе топлива. Следовательно, по мере развития базы, отпадет необходимость возить топливо для старта с Луны, и носитель «второго этапа» станет лишним. На начальном же периоде строительства базы потребуется инфраструктура снабжения, включающая автоматические аппараты для доставки грузов на Луну, но без возможности возвращения на орбиту. Их же можно использовать для доставки топлива и дозаправки пилотируемых кораблей. Это даже упростит переход к использованию местных ресурсов в дальнейшем.

Многие СМИ на этой неделе писали о том, что планы Роскосмоса по освоению Луны потребуют 12,5 трлн рублей до 2050 года. Но в 2006-2015 годах российская космонавтика получает менее одного трлн рублей, за следующее десятилетие она в лучшем случае получит около двух. Шансы, что у космического агентства действительно появится более 10 трлн, практически отсутствуют. К счастью, при разумном планировании стоимость лунной базы можно сократить в десятки раз.