1. 4 марта политик и историк российской космонавтики Вадим Лукашевич опубликовал кадры презентации, посвященной методике устранения трещин в переходной камере (ПрК) российского модуля МКС «Звезда». Согласно по этим слайдам, специалисты РКК «Энергия» считают, что трещины в камере образовались в результате наложения двух факторов: внешнего повреждения (вероятно, вызванного ударом стыкующегося корабля) и коррозионно-усталостного разрушения.

Сейчас на МКС завершены работы по герметизации первой трещины, и в скором времени космонавты приступят к работе со второй трещиной. Подробнее об этом рассказал в интервью каналу Россия заместитель руководителя центра летной эксплуатации космических аппаратов в РКК «Энергия» Юрий Гидзенко.

Корпус модуля «Звезда» был построен в середине 1980-х годов для использования в составе станции «Мир», но, после изменения планов, модуль был перепроектирован и запущен в качестве служебного модуля МКС 2000 году. Изначально предполагалось, что МКС просуществует до 2015 года, т. е. модуль «Звезда» уже выработал свой первоначальный ресурс.

Сейчас перед специалистами стоит задача продления срока службы российского сегмента станции до 2028 года. Хотя появление трещин указывает на истощение ресурса корпуса модуля «Звезда», не стоит ожидать, что это помешает продлить срок его службы. Однако соответствующее решение можно будет принять только после полной герметизации трещин.

Вероятно, в дальнейшем при составлении графика эксплуатации МКС специалисты постараются «щадить» ПрК и реже использовать ее для пристыковки кораблей. При негативном развитии событий камеру можно будет закрыть, и использовать для прибывающих грузовых и пилотируемых кораблей другие стыковочные порты.

2. Starship SN10 выполнил почти успешный полет.

3 марта (ночью 4 марта по московскому времени) прототип второй ступени многоразовой космической системы Super Heavy Starship компании SpaceX выполнил полет на высоту 10 км. Схема полета повторяла испытания прототипов Starship SN8 и SN9, состоявшиеся 9 декабря и 2 февраля. При помощи трех двигателей «Раптор» он поднялся на высоту 10 км, а затем развернулся и при помощи динамических аэродинамических крыльев вернулся к месту старта. Перед посадкой Starship вновь активировал двигательную установку, чтобы принять вертикальное положение и мягко приземлиться на выдвижные опоры.

В отличие от двух предыдущих испытаний, в конце полета, который длился 6 минут 20 секунд, Starship SN10 смог выполнять мягкую посадку. На записи видеотрансляции полета можно видеть, что после возвращения на Землю Starship SN10 стоял с заметным наклоном, что можно объяснить повреждением посадочных опор.

Приблизительно через 8 минут после посадки Starship SN10 взорвался. Взрыв начался в нижней части аппарата. Официальных комментариев по этому поводу от SpaceX или Илона Маска не было. Можно выдвинуть предположение, что при посадке топливные баки деформировались, и на одном из стыков возникла течь. Скопившийся под аппаратом метан загорелся и спровоцировал взрыв.

SpaceX отмечает, что следующий прототип, Starship SN11, будет готов к испытаниям в ближайшее время.

3. Огневые испытания сверхтяжелой ракеты SLS сдвинулись на середину марта.

Инженеры Космического центра НАСА им. Стенниса успешно починили неисправный клапан на тракте жидкого кислорода, который помешал провести повторные огневые испытания центрального блока SLS в феврале.

НАСА рассчитывает, что новая дата испытаний будет определена на следующей неделе, и сам восьмиминутный прожиг состоится в середине текущего месяца. Этот прожиг является финальным испытанием в Центре им. Стенниса, после которого ракета будет отправлена на космодром для интеграции с боковыми ускорителями и верхней ступенью.

4. Испытательный полет корабля Boeing Starliner не состоится в начале апреля.

Пилотируемый корабль Starliner компании Boeing был разработан по программе НАСА CCDev (Commercial Crew Development, Разработка коммерческих пилотируемых кораблей) для доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Как и корабль SpaceX Dragon 2, он должен выполнить один беспилотный полет к МКС и один полет с людьми на борту, прежде чем НАСА сертифицирует корабль для перевозки астронавтов.

В феврале НАСА и компания Boeing перенесли повторный полет Starliner к МКС с 25 марта на 2 апреля. Очередной перенос был связан с необходимостью заменить блок авионики, который был поврежден «в ходе финальных испытаний из-за некорректной конфигурации наземного оборудования». Как стало известно теперь, замена блока авионики потребовала на неделю больше времени, чем предполагали специалисты.

Расписание работы МКС в апреле достаточно загруженное: 9 апреля к станции будет запущен пилотируемый корабль «Союз МС-18», а 20 апреля к ней отправится пилотируемый американский Dragon 2. Поскольку запуск Starliner в самом начале апреля стал невозможен, его полет придется переносить на май или более позднее время.

1. Rocket Lab анонсировала создание ракеты-носителя среднего класса.

В понедельник 1 марта новозеландско-американская компания Rocket Lab, разработавшая ракету сверхлегкого класса «Электрон» (Electron), объявила о планах по созданию новой ракеты – «Нейтрон». Этот анонс был сделан одновременно с пресс-релизом о продаже части Rocket Lab венчурному фонду Vector Capital и подготовке к первичному размещению акций (IPO). Компания будет оценена в $4,1 млрд.

По словам основателя компании Питера Бека, проведенный анализ рынка космических запусков показал, что он нуждается в ракете-носителе среднего класса для массового запуска на орбиту группировок спутников. Новая ракета «Нейтрон» с многоразовой первой ступенью сможет выводить до 8 т на низкую орбиту Земли или до 1,5 т к Венере. Для нее потребуется разработать новые керосиновые двигатели, но некоторые другие системы удастся заимствовать у «Электрона». Высота ракеты составит 40 м, а диаметр - 4,5 м. Пуски «Нейтрона» будут проводиться с американского космодрома на о. Уоллопс (Вирджиния).

2. Китай одобрил разработку сверхтяжелой ракеты CZ-9.

В конце февраля заместитель директора Китайской национальной космической администрации У Яньхуа заявил, что правительство Китая одобрило разработку сверхтяжелой ракеты-носителя CZ-9 («Великий поход 9»). Эта ракета в перспективе позволит Китаю отправить пилотируемые экспедиции на Луну и Марс и доставить на Землю образцы грунта с Марса. В то же время, официального подтверждения этой информации, помимо слов У Яньхуа, пока не было.

С момента своего анонса CZ-9 была представлена как китайский аналог американской ракеты SLS. CZ-9 будет иметь высоту 100 м и центральный кислородно-водородный блок диаметром 9,5 м. У китайской ракеты будут четыре боковых ускорителя, использующих топливную пару жидкий керосин-жидкий кислород. Ракета сможет выводить до 140 т на низкую орбиту Земли и отправлять до 50 т на отлетную траекторию к Луне.

Первый пуск китайской сверхтяжёлой ракеты намечен на 2030 год.

Еще совсем недавно, в сентябре 2020 года, Китай предлагал использовать для запуска лунных экспедиций более простую ракету, известную под названием «проект 921». На ней используется трехблочная кислородно-керосиновая первая ступень, из-за чего ракета сильно напоминает американскую Falcon Heavy. «921» должна была выводить 70 т на низкую орбиту Земли. Это значит, что для запуска экспедиции на поверхность Луны CASC потребовалось бы два последовательных пуска этой ракеты. Ожидалось, что первый пуск «921» состоится в 2024 году, а лунная экспедиция будет возможна после 2026 года.

Выбор более амбициозного проекта лунной ракеты можно объяснить как случайной благосклонностью главы Китая Си Цзиньпиня к проекту CZ-9 – такую версию выдвигают СМИ, – так и не известными широкой публике сложностями, которые возникли при проработке двухпусковой схемы лунных экспедиций.

Перенос лунной программы на более тяжелую ракету, несомненно, приведет к сдвигу всех планов. Программа станет более дорогой, а на пути к созданию CZ-9 Китаю придется решить немало технических проблем. Нельзя исключать и того, что в этом десятилетии Китай «завязнет» в трудностях эксплуатации низкоорбитальной пилотируемой станции, из-за чего разработка CZ-9 активно продвигаться не будет. Запуск базового модуля этой станции, уже неоднократно переносившийся, должен состояться в 2021 году.

UPD. Согласно последней информации, Китай рассчитывает вести параллельную разработку обоих проектов ракет. Но только одна из этих ракет будет использоваться для пилотируемых лунных экспедиций. Вероятно, это позволит вернуться к плану двухпусковой схемы, если разработка CZ-9 столкнется с непреодолимыми сложностями.

1. NASA выберет для дальнейшего финансирования два проекта лунных посадочных кораблей.

Свою лунную программу НАСА делит на два этапа. Краткосрочные планы – запуск двух миссий по программе «Артемида» на орбиту Луны, начало строительства орбитальной станции Gateway и, возможно, высадка на поверхность Луны. В дальнейшем предполагается организовать «устойчивое присутствие» астронавтов в окололунном пространстве и на Луне для решения научных и экспериментально-технологических задач.

Для высадки на Луну, которая была (и формально пока что остается) запланирована на 2024 год, НАСА потребуется взлетно-посадочный корабль. В мае 2020 года назад агентство выдало три контракта на создание таких кораблей «Национальной команде» (Blue Origin совместно с Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper), Dynetics и SpaceX. За прошедший год эти компании должны были определить общий вид своих космических систем для более углубленной проработки их концепций в 2021 году. Однако осенью 2020 года американский Конгресс выделил на продолжение работ по этой программе $850 млн вместо запрошенных НАСА $3,2 млрд.

Нехватка финансирования сразу сделала невозможной цель, поставленную администрацией Трампа: высадку людей на Луну в 2024 году. Однако она также поставила НАСА перед тяжелым выбором. В прошлом году НАСА неоднократно заявляло, что хочет сохранить конкуренцию между разработчиками лунных посадочных кораблей, аналогично тому, как оно поддерживало параллельную разработку кораблей Starliner компании Boeing и Dragon 2 компании SpaceX. Но теперь агентство вынуждено либо выбрать одного участника, либо «размазать» финансирование тонким слоем на всех.

24 февраля директор подразделения по перспективным исследовательским пилотируемым системам в НАСА Марк Кирасич сказал, что агентство выберет двух участников для продолжения финансирования. Де-факто это означает, что никто не получит достаточно средств, но, пусть и замедленными темпами, работа все-таки продолжится.

Решение о том, какой участник покинет программу, будет принято до конца апреля.

2. Состоялся запуск метеорологического спутника «Арктика-М».

В воскресенье 28 февраля с космодрома Байконур на ракете «Союз-2.1б» был запущен гидрометеорологический спутник «Арктика-М», разработанный в НПО им. Лавочкина. В 12:14 мск спутник отделился от разгонного блока «Фрегат» и вышел на рабочую высокоэллиптическую орбиту типа «Молния» с апогеем 37400-39800 км и перигеем 600 - 3000 км и наклонением 63,30⁰.

Космический аппарат «Арктика-М» построен на основе «Электро-Л». Он использует ту же спутниковую платформу «Навигатор» и несет аналогичное целевое оборудование. Разница между ними заключается лишь в орбите («Электро-Л» расположен на геостационарной) и небольшой адаптации аппарата под новые орбитальные параметры.

Запуск «Арктики-М» неоднократно переносился начиная с 2016 года. Чтобы обеспечить метеорологов необходимой информацией, Роскосмосу потребуется запустить еще один аналогичный спутник.

3. Blue Origin отложила первый полет New Glenn на конец 2022 года.

Компания Blue Origin скорректировала график разработки своей тяжелой частично многоразовой ракеты New Glenn. Об этом она объявила 25 февраля. Теперь ожидается, что первый пуск New Glenn состоится не в 2021 году, а в IV квартале 2022 года. Когда проект только был анонсирован, предполагалось, что ракета полетит уже в 2020 году.

По словам вице-президента Blue Origin Джаррета Джонса, курирующего проект New Glenn, очередной перенос связан с техническими сложностями и с решением Пентагона в августе 2020 года исключить ракету компании Blue Origin из программы запуска спутников в интересах национальной безопасности. «Это стало для нас большим ударом», – заявил Джонс. – «Мы должны принимать во внимание экономику [нашего проекта]».

Сейчас Blue Origin продолжает разработку New Glenn для выполнения своих обязательств по контрактам с частными заказчиками. Компания планирует участвовать в следующем конкурсе Пентагона в 2024 году.

Первый испытательный полет Starliner состоялся 20 декабря 2019 года. Сразу после отделения от ракеты «Атлас-5» корабль начал испытывать серьезные проблемы: из-за ошибки в таймере бортовой компьютер предполагал, что корабль уже находится на опорной орбите, тогда как в действительности он находился на суборбитальной траектории и должен был выполнить самостоятельное довыведение. Автоматика не запустила двигатели корабля, и с некоторой задержкой они были активированы вручную по командам с Земли. В процессе этих операций корабль израсходовал много топлива. Остатков в топливных баках было недостаточно для полета к МКС, а потому сближение и стыковка со станцией были отменены. 22 декабря Starliner вернулся на Землю.

По результатам последующего расследования было установлено, что ошибка с таймером была далеко не единственной в программном обеспечении корабля. Помимо других ошибок, была обнаружена проблема с двигателями служебного модуля, потенциально представлявшая угрозу экипажу.

17 февраля НАСА и компания Boeing выпустили заявление, в котором говорится, что повторный запуск корабля Starliner, ранее назначенный на 25 марта, теперь планируется выполнить 2 апреля. Starliner будет запущен на ракете «Атлас-5» с мыса Канаверал. Недельная задержка связана с необходимостью заменить блок авионики, который был поврежден «в ходе финальных испытаний из-за некорректной конфигурации наземного оборудования».

Кроме того, тестирование обновленного программного обеспечения корабля еще не завершено. Boeing должен провести «сквозную симуляцию» всей миссии с использованием летного ПО и оборудования. Перед полетом в декабре 2019 года такая репетиция не проводилась.

Испытательный полет Starliner с астронавтами должен состояться во второй половине 2021 года.

Разработка сверхтяжелой ракеты SLS началась в США в 2011 году, и первоначально предполагалось, что ракета отправится в первый полет уже в 2017 году. Постройкой SLS занимается компания Boeing по контракту НАСА. Инженеры неоднократно сталкивалась с техническими проблемами, в результате которых дата первого полета SLS ежегодно сдвигалась. Сейчас он запланирован на ноябрь 2021 года.

Основным элементом SLS является центральный блок – большая кислородно-водородная ступень диаметром 8,4 м и высотой 65 м с четырьмя двигателями RS-25, которые ранее применялись на космических шаттлах. В качестве верхней ступени SLS используется ступень ICPS, доставшаяся от ракеты Delta IV Heavy. Также новая американская сверхтяжелая ракета получит боковые твердотопливные ускорители в наследство от шаттлов, которые будут усилены за счет дополнительного топливного сегмента. SLS сможет запускать на орбиту Луны 20-тонный пилотируемый корабль «Орион» (Orion).

Огневые испытания центрального блока SLS состоялись 17 января, но они были прерваны на 67 секунде после включения двигателей. Подробнее об этом можно прочитать здесь. Сейчас специалисты компании Boeing и НАСА готовятся повторить статические огневые испытания. Они назначены на четверг 25 февраля в 17:00 по местному времени (26 февраля в 1:00 мск).

Согласно плану теста, двигатели должны проработать 485 секунд (8 минут), однако для подтверждения основных параметров ракеты будет достаточно четырех минут. При работе сверх этого времени специалисты получат дополнительные данные, которые не являются критически важными для продолжения работ.

После январского прожига ракете не потребовался существенный ремонт, а потому НАСА предполагает, что, в случае успеха повторных испытаний, завершить работу с ракетой в Центре им. Стенниса и подготовить ее к отправке на космодром можно будет в течение 30 дней. В Космическом центре им. Кеннеди во Флориде центральный блок будет интегрирован с двумя боковыми твердотопливными ускорителями и верхней ступенью.

Если со дня огневых испытаний не возникнет никаких новых задержек, то шансы отправить SLS в первый полет до конца 2021 года остаются. В рамках миссии «Артемида-1» SLS должна будет отправить на орбиту Луны новый корабль «Орион», который на этот раз будет проходить испытания в беспилотном режиме. Готовность корабля к полету позволяет провести запуск в текущем году.

В то же время, заместитель помощника администратора НАСА по исследовательским пилотируемым программам Том Уитмейер признает, что в графике работ с SLS не осталось запасов времени. А вероятность того, что на каком-то из этапов подготовки к пуску возникнут непредвиденные сложности, довольно велика.

18 февраля новый американский марсоход Perseverance, завершив 203-дневное путешествие, успешно выполнил посадку на Марсе в кратере Езеро. Подтверждение касания поверхности было получено в 23:55 мск (время прохождения сигнала – 11 минут 22 секунды).

После посадки марcоход передал на Землю две фотографии с навигационных камер. Они были сняты в 20:59 и 20:59 по местному марсианскому времени. Еще одна фотография, сделанная в 21:07, по всей видимости, была повреждена при передаче.

Perseverance находится в точке с координатами 18,44⁰ с. ш. 77,45⁰ в. д. Отклонение от центра посадочного эллипса составило около 1,8 км.

Остается чуть более суток до посадки американского марсохода Perseverance («Настойчивость») на Марс. Ожидается, что он достигнет поверхности планеты в четверг 18 февраля в 23:55 мск. Трансляция на телеканале НАСА начнется в 22:15.

Американская миссия «Марс-2020» (марсоход Perseverance) была запущена в космос 30 июля в 14:50 мск на ракете-носителе «Атлас-5». Перед новым марсоходом, как и перед его предшественником Curiosity («Любопытство»), стоят задачи по изучению геологии Марса и его истории. Если предыдущий аппарат, все еще работающий на поверхности планеты, должен был проверить возможность существования жизни на древнем Марсе, то Perseverance («Настойчивость») будет искать следы такой жизни. Помимо этого, он соберет образцы грунта для доставки их на Землю последующими миссиями и проведет несколько технологических экспериментов.

Одним из важных инструментов марсохода станет камера Mastcam-Z – улучшенная версия камеры Mastcam, примененной на Curiosity. Она будет делать панорамные снимки поверхности с возможностью оптического увеличения. Для поиска органических примесей в грунте и уточнения его минерального состава будет использоваться рамановский спектрометр с ультрафиолетовым лазерным излучателем SHERLOC, включающий камеру высокого разрешения. Также на марсоходе установлена климатическая станция MEDA, предназначенная для измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра, относительной влажности и размера и формы частиц пыли в воздухе. Наконец, на Perseverance есть радар сверхбольшого диапазона RIMFAX (150 МГц – 1,2 ГГц), предназначенный для обнаружения ближайших подповерхностных слоев пород с шагом 10 см и на глубину до 10 м.

MOXIE – технологическая экспериментальная установка, которая должна подтвердить возможность производства кислорода из углекислого газа, содержащегося в марсианской атмосфере. В дальнейшем эта технология может применяться для снабжения кислородом пилотируемых экспедиций.

Наконец, на борту Perseverance находится экспериментальный вертолет, подробнее о котором можно прочитать здесь.

Perseverance построен на той же платформе, что и Curiosity, а потому его внешний вид и технические характеристики заметно не изменились. Марсоход имеет массу 1025 кг и размеры 3 x 2,7 x 2,2 м без учета руки-манипулятора. В качестве источника энергии используется радиоизотопный генератор на плутонии-238 мощностью 110 Вт. Он будет заряжать две литиево-ионные батареи: они будут служить источниками энергии при выполнении научных операций, когда потребление марсоходом энергии может возрастать до 900 кВт*ч.

Основным средством связи с Землей станет ультра-высокочастотная антенна, которая будет передавать сигнал через спутники на орбите Марса (MRO, MAVEN и европейский TGO). Обеспечиваемая ей скорость передачи данных – до 2 мбит/с. Также на марсоходе есть узконаправленная антенна для прямой связи с Землей в периоды видимости. Ее скорость составит до 160 бит/с на Землю и до 500 бит/с с Земли. Третья антенна является малонаправленной. Она предназначена для приема простых сигналов с Земли.

Рука-манипулятор с пятью степенями свободы имеет длину 2,1 м. Помимо спектрометров, на рабочей головке манипулятора установлен небольшой бурильный механизм, способный создавать отверстия диаметром 27 мм и глубиной до 60 мм.

Место посадки Perseverance находится в кратере Джезеро на западном склоне равнины Исиды – огромного ударного бассейна на севере от экватора Марса. Диаметр кратера составляет 45 км. Западная часть равнины Исиды сложена древними породами, которые отличаются высоким геологическим разнообразием. Поверхность Марса в этом регионе сформировалась 3,6 млрд лет назад. По мнению ученых, в кратере Джезеро располагалась дельта древней марсианской реки. Таким образом, в нем должны находиться речные отложения, принесенные водным потоком со всего бассейна реки.

Обратной стороной геологического разнообразия кратера Джезеро является неровный рельеф. На поверхности кратера находится много булыжников, камней и уступов, которые затрудняют посадку.

Для доставки Perseverance на поверхность Марса будет использоваться не классическая посадочная платформа, а «небесный кран» – устройство, зависающее в воздухе на реактивных двигателях и спускающее марсоход к поверхности на тросе. Для миссии 2020 года точность посадки была увеличена на 50% по сравнению с «краном», использованным для доставки на Марс Curiosity в 2012 году. Навигационная система «небесного крана» тоже изменилась. Теперь она сможет анализировать поверхность перед посадкой, чтобы избегать опасных участков.

Район посадки Perseverance представляет собой эллипс размером 25 x 20 км. Perseverance установит рекорд по точности посадки на Марс. Для сравнения, у миссии «Экзомарс-2022» посадочный эллипс имеет размеры 105 x 20 км, у американской станции InSight (2018 год) главная ось посадочного эллипса составляла 130 км, а у китайского аппарата «Тяньвэнь-1» (Tianwen-1), посадка которого запланирована на май этого года – 100 x 40 км.

Сейчас сигнал от Марса до Земли доходит за 11 минут 22 секунды. Ниже приведен список этапов посадки Perseverance со временем, в которое подтверждающий сигнал о выполнении операции будет достигать нашей планеты.

23:38: посадочная капсула отделится от перелетного модуля.

23:48: капсула войдет в атмосферу Марса на скорости около 5400 м/с.

23:49: капсула испытает максимальный нагрев, связанный с трением об атмосферу планеты. Температура на лобовом экране достигнет 1300 ⁰C.

23:52: раскрытие сверхзвукового парашюта. НАСА добилось высокой точности посадки именно на этом этапе. Парашют Perseverance будет раскрываться не в четко заданный момент, а при достижении определенного расстояния до заданного района посадки.

Приблизительно через 20 секунд после раскрытия парашюта произойдет отделение лобового теплозащитного экрана. После этого будет активирован радар, отвечающий за определение расстояния до поверхности и поиск возможных препятствий на ней.

23:54: отделение заднего защитного кожуха. После этого «небесный кран» задействует свои реактивные двигатели для сброса оставшейся скорости и подлета к месту посадки.

23:55: спуск Perseverance на поверхность на нейлоновых тросах. «Небесный кран» выполнит маневр для отлета на безопасное расстояние, а затем просто упадет на Марс.

Оказавшись на поверхности, марсоход сделает снимки окружения и передаст их на Землю. Первичные проверки всех систем займет несколько суток. В это время будет раскрыта рука-манипулятор с камерой, которая более детально отснимет пейзаж вокруг аппарата. Проведение всего комплекса проверок марсхода займет около месяца. Первый полет вертолета состоится через 2-3 месяца после посадки.