26 сентября 2022 года американский зонд DART (Double Asteroid Redirection Test) ударил в небольшой астероид. Целью этой миссии была проверка возможности использовать кинетический метод для отклонения траектории потенциально опасных для Земли астероидов. Согласно новому исследованию, которое было опубликовано в журнале Planetary Science Journal, удар повлиял не только на траекторию, но и на форму астероида.

Для испытания ударного воздействия от космического аппарата была выбрана пара астероидов Дидим и Диморф, движущихся вместе. Диаметр первого астероида составляет 780 м, Диморф несколько меньше и имеет диаметр около 170 м. Их орбита лежит в одной плоскости с Землей, и это позволяет по колебаниям яркости Дидима точно определять период обращения Диморфа. DART ударил в центр маленького астероида со скоростью 6,6 км/с. В момент столкновения масса аппарата составила около 550 кг. Ранее Диморф имел почти симметричную форму «сплюснутого сфероида» и обладал четко определенной круговой орбитой с периодом обращения 11 часов 55 минут, находясь на расстоянии около 1189 м от Дидима.

Чтобы оценить последствия удара, ученые провели компьютерное моделирование на основе трех источников данных. Первым источником были снимки, сделанные самим зондом DART при подлете к его цели. Они позволили точно измерить расстояние между двумя астероидами и их размеры. Положение и скорость Диморфа относительно Дидима определялись при помощи радара Голдстоун системы дальней космической связи НАСА Deep Space Network. Эти данные помогли установить, что воздействие на орбиту Диморфа существенно превзошло минимальные ожидания.

Но наиболее важным источником информации стала сеть наземных обсерваторий по всему миру. Они измеряли кривую блеска обоих астероидов. Благодаря тому, что Диморф на каждом витке своей орбиты проходит перед Дидимом, ученые смогли не только точно измерить новый период его обращения, но и, благодаря сверхчувствительным моделям, определить форму астероида.

Затенения Дидима стали менее регулярными. Это свидетельствует о том, что его орбита больше не круговая. Она стала слегка вытянутой, а период обращения сократился на 33 минуты 15 секунд. Модель настолько точна, что она даже показывает, что Диморф раскачивается взад и вперед, вращаясь вокруг Дидима. Форма малого астероида тоже изменилась: вместо относительно правильного трехосного астероида он стал вытянутым, «похожим на продолговатый арбуз».

Сразу после удара зонда DART среднее расстояние между двумя астероидами сократилось, а период обращения Диморфа уменьшился на 32 минуты 42 секунды и составил 11 часов 22 минут и 37 секунд. В течение следующих недель орбитальный период астероида продолжал сокращаться, поскольку обломки продолжали улетать с Диморфа в космос. Итоговый период обращения составил 11 часов 22 минуты 3 секунды. Погрешность расчетов не превышает 1,5 секунд. Среднее орбитальное расстояние между Диморфом и Дидимом теперь составляет около 1152 м. Оно уменьшилось на 37 м.

Эти расчеты, а также наблюдение за обломками, возникшими после удара, позволяют предполагать, что Диморф представляет собой весьма рыхлый объект и, вероятно, представляет из себя просто кучу обломков. Этим он напоминает астероид Бенну, который был изучен космическим аппаратом OSIRIS-REx.

В октябре 2024 года к паре астероидов Дидим-Диморф отправится европейская автоматическая станция «Гера» (Hera).

Ссылка: jpl.nasa.gov