Американская межпланетная исследовательская станция «Кассини» с ноября 2016 года находится на полярной орбите Сатурна и на каждом витке вокруг него пролетает вблизи колец. Вчера на сайте НАСА были опубликованы новые фотографии, на которых запечатлены кольца A и B с рекордным количеством видимых деталей.

Эти фотографии дадут ученым возможность изучить элементы колец, известные как «спицы» (straw) и «завихрения» (propellers). Образование первых связано со слипанием частиц в кольцах, вторых – с воздействием уже сформировавшихся мини-спутников. Эти элементы были обнаружены еще в предыдущие годы, причем «спицы» – еще на фотографиях «Вояджера», но только нынешние снимки позволяют рассмотреть детали размером от 550 м.

Во время подлета к Сатурну в 2004 году «Кассини» сближался с кольцами на более близкое расстояние, чем сейчас, однако по качеству сделанные тогда снимки сильно уступают нынешним. Космический аппарат пролетал мимо теневой стороны колец, и, кроме того, специалисты были вынуждены использовать для съемки маленькую экспозицию, чтобы свести к минимуму размытие из-за скорости движения зонда. В результате фотографии получились темные и зашумленные.

На первой фотографии показано кольцо A Сатурна с плотной волной (слева), которая находится в 134,5 тысячах км от планеты. Этот элемент кольца наполнен возмущениями, которые названы «спицами». Сама волна образовалась за счет гравитационного воздействия спутников Янус и Эпиметий. В правой части снимка преобладают волны, вызванные недавним прохождением спутника Пан.

Второе и третье фото – внешние регионы кольца B, снятые с рекордным разрешением. На четвертом фото вновь изображен регион кольца A.