- Подробности
- Опубликовано: 03.04.2018 09:24
Сегодняшняя статья в «Коммерсанте» посвящена разгорающемуся скандалу, связанному с потерей в 2017 году спутников МКА-Н, разработанных компанией Dauria Aerospace по заказу Роскосмоса.
Два космических аппарата не вышли на связь после запуска на ракете «Союз 2.1а» 14 июля 2017 года. Такая же судьба ждала, по разным оценкам, от 7 до 12 других малых спутников из 72 малых аппаратов, выводившихся в космос в качестве дополнительной нагрузки. Основная нагрузка – спутник зондирования Земли «Канопус-В-ИК» – успешно выведена на орбиту. Dauria получила заказ на разработку двух малых спутников стоимостью 290 млн рублей в 2012 году. Таким способом Роскосмос в лице тогдашнего руководителя Владимира Поповкина пытался поддержать зарождающуюся в России частную космонавтику.
Несмотря на многочисленные свидетельства, Роскосмос и его дочерняя компания Главкосмос, являющаяся оператором космических запусков, отрицают наличие проблем при пуске «Союза» в июле прошлого года. Между тем, американская компания AstroDigital, потерявшая свои спутники Corvus-BC, получила от Главкосмоса телеметрическую информацию с разгонного блока «Фрегат», в которой говорилось о неполадках в работе двигателей ориентации, и благодаря этой информации добилась страховых выплат за свои спутники.
Важно отметить, что аномалии в работе малых двигателей блока «Фрегат» случались и ранее, но их игнорировали, поскольку они не представляли угрозы для основной полезной нагрузки. Главкосмос же решил зарабатывать на запусках малых спутников в качестве вторичной нагрузки, судя по всему, не приняв во внимание особенности разгонного блока.
Подробнее о том, как развивается конфликт между Роскосмосом и Dauria, можно прочитать в «Коммерсанте». Любопытство, однако, вызывают два момента.
Во-первых, очевидно, Роскосмос с прошлого года решил скрывать свои неудачи в тех случаях, когда это будет возможно. В дальнейшем экспертам следует иметь это в виду, особенно когда речь идет не о запусках, а о работоспособности спутников на орбите. Доказать, что спутник вышел из строя уже после выведения на орбиту, достаточно сложно, и сейчас любая поломка любого космического аппарата Роскосмоса может скрываться.
Во-вторых, удивляет, мягко говоря, недальновидность юридической службы Роскосмоса. Про лицемерие я не говорю – оно не удивляет. Пытаясь требовать с Dauria возврат средств за неработающие спутники, они раздувают скандал, который руководство госкорпорации пытается скрыть. Ведь Роскосмос отлично знает, что спутники потеряны по вине разгонного блока, а не из-за ошибок при проектировании и сборке самих аппаратов. И если бы Роскосмос не стал требовать возмещение ущерба от ни в чем неповинных разработчиков спутников, вероятно, история не вышла бы за пределы заметки в американском журнале SpaceNews.
Космическая лента
|