С 16 по 19 апреля в США прошел 34 Космический симпозиум, посвященный развитию компаний космических отраслей разных стран и международному сотрудничеству.

1. Роскосмос планирует увеличить длительность долгосрочных экспедиций на МКС. Об этом сообщил исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам Сергей Крикалев. В настоящее время длительность экспедиций составляет около 160-180 суток. Экипажи прилетают на МКС четыре раза в год на российских кораблях «Союз». В 2019 году количество российских кораблей сократится до трёх, а с 2020 года – до двух.

«В 2016-2017 годах у нас корабли, бывало, летали по 120-130 суток при том, что они имеют возможность летать до 200 суток. Мы сейчас пытаемся больше использовать эту программу, чтобы дать экипажу больше возможностей и делать меньше «дырок» между полетами, чтобы увеличить использование станции».

Окончательное решение по этому вопросу пока не принято. Известно, что увеличить продолжительность экспедиций на МКС ранее предложило НАСА. Таким способом американское космическое агентство рассчитывает растянуть полеты астронавтов на «Союзах» до начала эксплуатации новых американских пилотируемых кораблей – Boeing Starliner и SpaceX Dragon 2. Формально пилотируемые полеты этих кораблей все еще назначены на конец 2018 года, но НАСА ожидает, что Starliner полетит не раньше 3 квартала 2019 года. В рамках существующих контрактов американское космическое агентство имеет места на российских кораблях вплоть до «Союза МС-13», который, согласно текущим планам, должен отправиться к космической станции весной 2019 года.

Изменения затронут космические старты начиная с корабля «Союз МС-10», запуск которого будет перенесен с сентября на октябрь этого года. «Союз МС-11» сдвинется с октября на декабрь. Запуск «Союза МС-12» состоится не ранее апреля 2019 года, а «Союз МС-13» будет перенесен на середину лета.

2. Подписание договоров по совместной постройке окололунной станции (Lunar Orbital Platform – Gateway, также известна как Deep Space Gateway) ожидается в конце 2019 года. Об этом сообщил Сергей Крикалев корреспонденту ТАСС. В этих договорах разработка необходимых элементов станции и роли партнеров будут распределены между участниками программы. «Концептуальная часть этой программы, предшествующая техническим деталям», должна быть готова к концу текущего года. Параллельно Роскосмос будет разрабатывать собственную лунную программу таким образом, чтобы в нее вписывалось сотрудничество с НАСА по проекту LOP-G.

По словам Крикалева, передача каких бы то ни было технологий не является условием для участия Роскосмоса в постройке станции. Ранее российские СМИ сообщили, что правительство запретило Роскосмосу подписывать договор о продаже документации на шлюзовой модуль компании Boeing за $15 млн. Сейчас Россия в рамках протокола о намерениях, подписанного в прошлом году на симпозиуме в Аделаиде, предлагает разработать шлюзовой и стыковочный модули.

Проблема взаимодействия может возникнуть в другой плоскости. Роскосмос хочет видеть LOP-G в качестве полностью международного проекта, в котором все партнеры будут сотрудничать на равных, как это происходит между Россией и США на МКС. Однако НАСА рассматривает окололунню станцию как национальную, пусть и с международным участием. По такой схеме НАСА работает на МКС с остальными партнерами: их модули хоть и управляются отдельно, в то же время являются частью американского сегмента станции.

«Мы планируем работать в рамках Deep Space Gateway по тем же принципам, по которым устроена программа МКС, то есть, каждый делает свою часть и каждый отвечает за свою часть. И мы договариваемся, координируемся, смотрим, как сделать так, чтобы все модули станции были стыкуемы, взаимополезны и так далее». – подытожил Сергей Крикалев. Каким образом эти пожелания состкуются с планами НАСА, пока остается непонятным.

3. ЕКА и Роскосмос надеются, что политическая напряженность не окажет никакого влияния на сотрудничество в области космонавтики.

«Я вижу, что во всем мире есть ряд политических проблем, и очень хорошо, что с космосом мы сможем преодолеть эти земные проблемы, потому что нам нужны все эти связи». – отметил в комментарии журналистам глава ЕКА Ян Вернер. Отдельно он упомянул успешное сотрудничество с Институтом космических исследований РАН.

Сейчас Россия и Европа сотрудничают в нескольких проектах, включая космическую обсерваторию «Спектр-РГ», автоматические межпланетные миссии «Экзомарс-2016» и «Экзомарс-2020» и перспективные российские станции для исследования Луны.

Совместное исследование Луны стороны планируют закрепить документально. В договорах будет отражена степень участия Европы в автоматических межпланетных станциях «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Ожидается, что европейские компании помогут с разработкой системы мягкой посадки на Луну, а также предоставят буровую установку и научные приборы.

4. Китай заинтересован в разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса вместе с Россией. Об этом РИА Новости сказал генеральный секретарь Китайской национальной космической администрации CNSA Тянь Юйлун. Пока что две страны имеют самостоятельные планы разработки сверхтяжелых носителей. Эскизный проект российской ракеты предполагается сдать к концу следующего года.

Кроме того, Роскосмос и CNSA обсудили возможность полетов российских космонавтов на китайскую орбитальную станцию и полетов китайских космонавтов на МКС. Однако двусторонние обсуждения не привели к каким-то решениям. В отдельном пресс-релизе Роскосмос отметил, что визит китайского космонавта на МКС будет возможен только при согласии партнеров по этой программе. «Китай не является участником программы Международной космической станции. Предложения по участию КНР в программе, если они поступят, должны обсуждаться всеми странами-участниками. Пока таких обсуждений не было». – гласит заявление Роскомоса.

«Переговоры о возможном посещении российскими космонавтами китайской орбитальной станции в настоящее время также не имеют реальных контуров». – отметили в российской госкорпорации.