Американский марсоход Curiosity нашел в озерных отложениях в кратере Гейла новые виды органических молекул, а также зафиксировал сезонные изменения содержания метана в атмосфере планеты. Статьи об этом опубликованы 8 июня в журнале Science.

Стойкие органические молекулы были найдены около поверхности Марса в осадочных породах, возраст которых составляет около 3 млрд лет. Curiosity обнаружил их в четырех образцах аргиллитов, собранных в различных точках в кратере Гейла. Считается, что этот аргиллит сформировался из иловых отложений дна древнего озера.

Сами по себе органические молекулы совсем не обязательно имеют на биологическое происхождение. В космосе органические вещества встречаются нередко, но более-менее сложная органика быстро разрушается под действием радиации, если она не защищена достаточным слоем горных пород.

Помимо углерода и водорода найденные молекулы содержат кислород, азот и другие элементы. Ученые считают, что они являются фрагментами более сложных молекул, разрушившихся с течением времени. В некоторых из фрагментов найдена сера, которая, возможно, способствовала их частичному сохранению. Химикам удалось идентифицировать тиофены, бензол, бутен, пропан, толуол.

Содержание органики в образцах превышает 10 частей на миллион, что приблизительно соответствует найденным на Земле марсианским метеоритам и на два порядка превышает более ранние наблюдения Curiosity.

Нам уже известно, что в прошлом климат Марса был гораздо мягче, и на его поверхности существовали водоемы. В последние годы благодаря находкам Curiosity ученые предполагают, что на древнем Марсе были условия для существования жизни, хотя определенные сомнения все еще остаются. Происхождение найденных органических молекул пока не установлено, однако, как отмечают планетологи, они в любом случае дают ценную информацию о прошлом Марса.

Вторая научная статья посвящена метану в атмосфере Марса, наблюдения за которым Curiosity проводил в течение трех марсианских лет. Метан на Марсе до сих пор остается предметом дискуссий. В прошлом десятилетии одни наблюдения его находили, а другие нет. В дальнейшем удалось установить, что концентрация метана в атмосфере планеты иногда увеличивается локально и достаточно резко. Согласно наблюдениям Curiosity, она также подвержена сезонным колебаниям – во всяком случае, в кратере Гейла: зимой содержание метана в воздухе уменьшается, а летом увеличивается.

Большая часть метана в воздухе на Земле имеет биологическое происхождение, однако на Марсе могут существовать другие механизмы его появления – например, связанные с химическим взаимодействием воды и горных пород.

По словам помощника директора НАСА по научной работе Роберта Зубрихена, новые находки подтверждают то, что на Марсе необходимо продолжать поиски следов жизни. Пока что перед американскими исследовательскими аппаратами, работавшими на Марсе, такая задача не ставилась. Марсоход Curiosity, запущенный в 2011 году, должен был только определить, возникали ли в прошлом на Марсе условия, в которых могла бы существовать жизнь. На этот вопрос он ответил утвердительно, и новые исследовательские аппараты, включая европейский марсоход «Пастер» и новый американский «Марс 2020», займутся поисками следов жизни более предметно.