Вчера в ТАСС появилась заметка, в которой вице-премьер правительства Юрий Борисов, курирующий космонавтику, критично высказался о современном состоянии отрасли. «Сегодняшнее состояние отрасли, те позиции, которыми мы гордились, находятся не в лучшей ситуации. (...) Это действительно можно назвать системным кризисом», - заявил Борисов.

С оценкой Юрия Борисова сложно не согласиться, но мое внимание в первую очередь привлекли другие его высказывания. Во-первых, вице-премьер считает, что для выхода из кризиса отрасль нужно «технически перевооружать» и перевести на цифровые методы проектирования. С моей точки зрения, в российской ракетно-космической отрасли организационные, управленческие и структурные проблемы заметно преобладают над техническими. Другими словами, существующие специалисты на существующем оборудовании и без дополнительной цифровизации могли бы добиться намного большего, однако не могут: им мешают бюрократия, неумение ставить задачи и непонимание руководством проблем производства. Зачастую до менеджмента не доходит информация о реальных препятствиях, возникающих при работе, и он просто требует результатов. Препятствия, которые должны устраняться на верхних уровнях, решаются на более низких – зачастую неэффективно и неправильно.

Давайте вспомним ситуацию с заменой припоя, используемого при производстве ракетных двигателей. Инженеры были вынуждены использовать припой, не соответствующий требованиям документации, потому что нужного припоя просто не было, а продукцию завод отгружать обязан. Это лишь один пример, вышедший на поверхность, а таких трудностей в отрасли множество.

Кроме того, сама структура Роскосмоса, который объединяет в одном лице заказчика и исполнителей, крайне неэффективна. Она не применяется нигде в мире.

Второе любопытное высказывание Юрия Борисова – это список приоритетов отрасли. На первое место он поставил выполнение военного заказа, а на второе – поддержание группировки прикладных спутников. Что касается пилотируемой и научно-исследовательской космонавтики, то им просто «никто не закрывает дорогу». Борисов переживает за авторитет российской космонавтики, но при этом направления, действительно повышающие авторитет, не считает важными.

В-третьих, Борисов назвал уходом из отрасли переход главного конструктора ракеты-носителя «Союз-5» Игоря Радугина из РКК «Энергия» в S7 Space. Символично, что частную космонавтику вице-премьер не воспринимает как космонавтику в принципе.

Наконец, Борисов высказывается за то, чтобы лунная программа велась только в международной кооперации. Это мнение широко распространено среди экспертов, однако у меня возникает один вопрос: каких международных партнеров может заинтересовать кооперация с российской космонавтикой, которая, как верно заметил Юрий Борисов, уже давно находится в системном кризисе?

Еще одна тема, на которую мне хотелось бы высказаться, – это приход Игоря Радугина в S7 Space. В сегодняшнем интервью РИА Новости он сказал, что на новом месте займется разработкой ракеты с многоразовой первой ступенью, которая будет возвращаться на поверхность при помощи маршевых двигателей, как это делает Falcon 9 компании SpaceX. Ее создание должно занять 5-7 лет. Радугин рассчитывает привести за собой в S7 Space компетентных специалистов с предыдущего места работы.

Наверное, впервые с образования этой компании, в ее действиях я вижу разумное зерно. Дело в том, что «Морской старт» даже в свои лучше годы не смог стать прибыльным, и его покупку частной компанией я мог объяснить разве что отсутствием у инвесторов необходимой экспертизы. Попытки возродить производство «Зенитов» ситуацию не изменили. Разговоры об орбитальных станциях казались довольно безобидными мечтами, которые допускают все космические компании, а вот идея создать многоразовую ракету на базе двигателей НК-33 опять вызвала недоумение.

Решение нанять Игоря Радугина – специалиста, пользующегося уважением в отрасли – я воспринимаю очень положительно. Как мне кажется, S7 Space смогла признать отсутствие всяких перспектив у своего первоначального подхода и провести ревизию планов. Если мое понимание является верным, то компания хочет продолжать работу в отрасли с осознанием того, что быстрой прибыли – а возможно, никакой прибыли вовсе – ее не ждет. Денег наверняка потребуется вложить больше, чем было вложено до сих пор, но появление частной многоразовой ракеты само по себе будет большим успехом, даже если ее не ждет коммерческий успех.

Пока что рано начинать верить в S7 Space. Впереди у них – тяжелая работа по формированию своего конструкторского бюро и по созданию производства. Необходимо определиться с двигателями новой ракеты. Необходимо наладить сотрудничество с предприятиями Роскосмоса. И чем больше этого сотрудничества потребуется, тем сильнее будут растягиваться сроки разработки.

Космическая лента

Обсудить