26 ноября американский исследовательский космический аппарат InSight должен достичь Марса и выполнить мягкую посадку на его поверхность. После этого он раскроет свои солнечные панели и активирует руку-манипулятор, однако передвигаться по поверхности Марса, в отличие от предыдущих американских аппаратов, InSight не будет. Целью этой небольшой миссии, является изучение геологического строения Марса в точке посадки. InSight был разработан и запущен в рамках программы американского космического агентства Discovery, по которой финансируются низкобюджетные научно-исследовательские миссии.

Один из важнейших инструментов InSight, сейсмометр SEIS, попытается зафиксировать подземные толчки на Марсе. Он способен заметить тектоническую активность в любой точке планеты. Если это удастся, по длине сейсмических волн и скорости их распространения ученые получат представления о внутреннем устройстве Марса. SEIS является в тысячи раз более чувствительным, чем сейсмометры, которые были установлены на посадочных станциях «Викинг». А потому для проведения измерений он будет изолирован от ветра и резких перепадов температуры специальным защитным покрытием.

Еще один интересный инструмент InSight – пенетратор HP3. Он «проткнет» Марс на глубину до 5 м под поверхность, после чего начнет измерять температуру грунта под поверхностью планеты.

Район посадки InSight находится на Равнине Элизиум.

На пути к Марсу InSight сопровождают два экспериментальных спутника-кубсата MarCO-A (EVE) и MarCO-B (Wall-E). Их задача – продемонстрировать возможность использования «кубсатов» для выполнения небольших задач в научных миссиях в дальнем космосе. В будущем НАСА планирует более широко использовать «кубсаты». В частности, спутники этого формата будут запущены к Луне в ходе первого пуска сверхтяжелой ракеты SLS. На аппараты MarCO особых задач не возлагается. Они должны будут просто отснять отделение и вход в атмосферу Марса станции InSight.

3 октября MarCO-B при помощи своей широкоугольной камеры сделал приведенный выше снимок. Точка в центре его правой нижней четверти – это Марс, к которому и направляется космический аппарат. Справа находится узконаправленная антенна, слева снизу – привод этой антенны, а в верхнем левом углу – кусок термозащиты. Снимок сделан с расстояния около 12,8 млн км.

Ссылки: jpl.nasa.gov, jpl.nasa.gov