30 сентября российская компания МТКС объявила о планах построить многоразовый грузовой космический корабль «Арго». МТКС была основана бывшим директором S7 Space Сергеем Соповым. К нему также присоединился выходец из РКК «Энергия», также некоторое время поработавший в S7 Space, Николай Брюханов.

По своей компоновке «Арго» исключительно похож на перспективный транспортный корабль нового поколения, который сейчас разрабатывает РКК «Энергия». Спускаемый аппарат является многоразовым и рассчитан на 20 полетов. Он имеет композитный корпус (от аналогичного РКК «Энергия» ранее отказалась) с прямыми стенками и, согласно приведенной презентации, способен доставлять 2 т груза на МКС и возвращать с нее на Землю 1 т. На нем применена реактивная система посадки, от которой разработчики ПТК НП также отказались на этапе технического проектирования. Служебный отсек корабля является одноразовым.

Согласно статье РИА Новости, для запусков «Арго» может применяться ракета «Союз-2.1б», однако в презентации указана масса корабля в 11 т, что превышает возможности этой ракеты. Вероятно, на первом этапе МТКС хочет создать масштабированную в сторону уменьшения версию корабля.

В целом, идея замены грузовых кораблей «Прогресс» не нова. «Прогресс» был создан для снабжения низкоорбитальных станций в конце 1970-х годов на основе пилотируемого корабля «Союз». Он обладает очень небольшим полезным объемом, что существенно снижает возможности по его использованию. В то же время, он способен доставлять на станцию 2,6 т грузов, включая топливо, которое перекачивается в топливную систему МКС. Свою концепцию перспективного грузового корабля в 2016 году предложила РКК «Энергия». Этот корабль не мог возвращать грузы на Землю, но обладал объемным грузовым отсеком и был способен доставлять в космос 3,6 т груза.

Возможность возвращать грузы из космоса ни в коем случае не следует недооценивать. Каждый корабль Dragon компании SpaceX возвращает на Землю с МКС не менее нескольких сотен кг грузов (зачастую – более тонны), включая результаты научных экспериментов. В 1990-х годах для возврата научных образцов со станции «Мир» широко применялись баллистические возвращаемые капсулы «Радуга». На Международной космической станции у Роскосмоса нет лабораторного модуля, а потому научная программа российского сегмента МКС всегда была достаточно ограниченной. Хуже того, в последние годы научная программа сильно сокращена из-за сокращения российского экипажа станции и реформы Академии наук. В то же время, на беспилотном корабле «Союз МС-14» в сентябре этого года на Землю были возвращены результаты 13 экспериментов, ждавших этой возможности долгое время. Если к станции будут пристыкованы лабораторный модуль «Наука» и новый научно-энергетический модуль, а Роскосмос либерализует правила допуска научных экспериментов на МКС, необходимость возвращать грузы на Землю встанет достаточно остро.

Сейчас концепция «Арго» выглядит так, будто МТКС рассматривает этот корабль в качестве испытательного стенда для отработки перспективных технологий, таких как реактивная посадка, композитные корпуса космических кораблей и т. д., и в дальнейшем на его основе планируют создать либо большой транспортный корабль, либо пилотируемый. Эти амбиции особенно очевидны, если учесть, что планы компании также включают разработку частично многоразовой ракеты «Тантра».

К предложенным техническим решениям могут быть вопросы – в частности, вызывает сомнения идея использовать до 20 раз возвращаемый аппарат с композитным корпусом, – однако эти вопросы не идут ни в какое сравнение с коммерческими проблемами проекта МТКС.

Коммерческий рынок грузоперевозок в космосе отсутствует. Единственными заказчиками таких услуг являются государства, а единственным объектом для обслуживания на сегодняшний день остается Международная космическая станция.

В США программа создания коммерческих грузовых кораблей оказалась успешной: регулярные рейсы к МКС выполняют Dragon компании SpaceX и Cygnus компании Northrop Grumann. Чтобы добиться этого, НАСА сразу гарантировало стабильный заказ на запуски, софинансировало разработку в рамках программы COTS (Commercial Orbital Transportation Services) и активно помогало в разработке, в т. ч. делясь технологиями.

Роскосмос, несмотря на подписание «соглашения о сотрудничестве», не готов пойти ни на одну из этих мер – и это фактически обнуляет шансы МТКС найти финансирование для своего проекта.

Космическая лента

Обсудить