В 1967 году государства, заинтересованные в полетах в космос, подписали «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», известный просто как «Договор о космосе». Этот документ был основан на нескольких более ранних резолюциях ООН, но именно он, по сути, положил начало космическому праву. Согласно договору, космическое пространство является закрытым для любого оружия массового поражения. Небесные тела нельзя использовать для создания военных баз и испытаний оружия. Суверенитет государств распространяется только на непосредственно запущенные ими космические объекты, но не на небесные тела. В то же время, использование ресурсов, извлеченных из недр этих тел, не запрещено.

Этот договор был подписан и ратифицирован большинством стран, входящих в ООН.

В 1979 году в ООН было разработано «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах». В рамках этого документа провозглашается, что ресурсы Луны и других небесных тел являются достоянием всего человечества и не могут быть присвоены государством или частной компанией. Ни одна страна, способная запускать космические аппараты в космос, не ратифицировала это соглашение.

6 апреля президент США Дональд Трамп подписал указ в поддержку коммерческого освоения ресурсов на Луне и других небесных телах. В нем подчеркивается тот факт, что США отказываются считать ресурсы Луны и других небесных тел достоянием человечества и стремятся к распространению этого подхода в других государствах. Также указ призывает НАСА и другие государственные структуры к государственно-частному партнерству при изучении и освоении Луны.

Поскольку США не подписали «Соглашение о деятельности на Луне», указ Трампа ничего не меняет в их политике. Более того, в 2015 году в США был принят Закон о конкуренции в области коммерческих космических запусков (Commercial Space Launch Competitiveness Act), который разрешал коммерческую добычу ресурсов в космосе.

Практического значения указ Трампа иметь не будет. Конечно, НАСА рассматривает возможность создать инфраструктуру для добычи льда на Луне, чтобы затем использовать его для снабжения пилотируемых экспедиций на поверхности Луны и для снабжения топливом гипотетической марсианской экспедиции. Однако никакие дополнительные изменения в законодательстве для этого не нужны: в «Договоре о космосе» 1967 года прямо прописано разрешение на добычу ресурсов, если они будут использоваться для обслуживания научно-исследовательской деятельности. И можно было бы предположить, что НАСА привлечет частные компании к добыче ресурсов на Луне, покрыв часть их расходов, вот только пока нам не известно о наличии там ресурсов, которые имели бы коммерческую ценность на Земле. А добыча ресурсов на астероидах остается делом не самого близкого будущего.

Таким образом, указ Трампа следует воспринимать как простую декларацию, очередное напоминание бизнесу об официальной позиции американского государства. Но российский МИД и Роскосмос отнеслись к этому документу иначе: дошло даже до сравнения действий США с действиями страны-агрессора, ведущей захватническую войну. По всей видимости, заместитель гендиректора Роскосмоса Сергей Савельев, не понимая смысл формулировок и юридическое значение указа, отреагировал таким эмоциональным образом на фразу об отказе США признать космос совместным достоянием.

Как и Соединенные Штаты, СССР тоже не стал подписывать соглашение 1979 года, и, следовательно, СССР и Россия никогда официально не признавали космическое пространство общим достоянием человечества. Несмотря на это, начиная с программы «Союз-Аполлон» в мире сложилось особое отношение к космосу как к пространству международного сотрудничества, а не конкуренции. И хотя никто не взял на себя обязательство отказаться от притязаний на Луну, Марс и их недра, на практике никто и не пытался этого сделать. Можно сказать, что такому миролюбию в немалой мере поспособствовало отсутствие возможности осваивать Луну, но, как показала американская программа «Аполлон», в условиях конкуренции возможность быстро появляется.

В 1970-х годах Советский Союз и США пришли к пониманию того, что противостояние в космосе станет для них слишком тяжелой ношей, и потому решили ограничить свой конфликт планетарными рамками – для обоих государств в этом был смысл. Сейчас же ситуация совершенно иная. Ни Россия, ни Китай не могут конкурировать с США, которые тратят на космонавтику больше, чем все остальные страны вместе взятые (на США приходится 58% мирового космического бюджета по итогам 2019 года). Выступая за приватизацию лунных ресурсов, США понимают, что станут основным бенефициаром этого процесса – если он все-таки начнется. Остальные страны в этом не заинтересованы, и потому выступают против.

На первый взгляд кажется, что США решили выйти за пределы сложившихся этических рамок ради собственных национальных интересов, тогда как Россия выступает с высокоморальной позиции. В действительности же в обоих случаях во главе угла стоят национальные интересы.